В третий день Всероссийского фестиваля «ЧАТ» по уже заведённой традиции публике показали два спектакля. И оба они – поэтические, но очень и очень разные.
Роман с собственной душой
Марина Цветаева. Великая поэтесса и не очень хорошая, а точнее, совсем не хорошая жена и мать. Свой жизненный путь она оборвала собственной рукой, написав перед этим три предсмертные записки. Эти последние её дни, прожитые в Елабуге, и становятся местом действия спектакля брянского театр драмы им. Толстого «Роман с собственной душой» (12+).
Неназванный рассказчик посвящает нас в историю последних дней жизни Цветаевой, которые она провела в эвакуации в Елабуге. Она даже не успела распаковать чемодан, хотя в этом чемодане хранилось главное – воспоминания.
И вот все эти воспоминания перед нами на сцене. Огромные полотнища с любимыми мужчинами Цветаевой: Пётр Эфрон и Осип Мандельштам, Александр Блок и Юрий Завадский, Абрам Вишняк и Константин Родзевич. Каждым из них Цветаева была увлечена, каждому посвятила десятки стихов.
…Как воспоминания о каждом из них, героиня Кристины Корзниковой (автор постановки, режиссёр и актриса) надевает то мужское пальто, то китель, то плащ... Рассказ о каждом из мужчин, цитаты из дневников и стихи, стихи, стики. Актриса произносит их так, словно сама только что написала – не декламирует, нет, она ими живёт, она ими рассказывает о своих больших любовях.
Герой умирает – и вот уже его пальто отправляется в чемодан воспоминаний, а следом другое, за кулису оставляется стул с пиджаком, затем с плащом… Все они были в жизни в жизни Марины Цветаевой, но их уже нет. Как нет и её самой.
«Оставив три предсмертные записки и нажарив рыбы любимому сыну Муру, Марина Цветаева повесилась в сенях на той самой верёвке. Которую был обвязан её чемодан», - заключает рассказчик.
Личное совпадение
Кристина Корзникова признаётся, что создавала этот спектакль из-за личной истории, в которой нашла созвучие с Цветаевой. И она считает, что поэтессу не за что корить или ругать. «Она женщина и она поэт, по определению Бродского – самый крупный поэт ХХ века. Если хоть кто-то после спектакля захочет перечитать её стихи или биографию и может быть изменит как-то своё мнение, это будет очень ценно», - говорит актриса.
Кстати, этот спектакль – не репертуарный, он создавался как фестивальный. И получил уже несколько премий, потому что актриса на каждом показе выворачивает душу наизнанку. Она признаётся, что перед воплощением в Цветаеву у неё поднимается давление. Которое не сбивается никакими таблетками.
Кстати, и у спектакля, как у самой Кристины, есть преданный зритель - житель Брянска Евгений Давыдовский. Как он сам рассказал, он отправляется в другие города, чтобы поддержать земляков-артистов. Ну а «Роман с собственной душой» – это целая Вселенная.
«Каждый раз этот спектакль воспринимается как-то по-новому и совершенно по-разному, но неизменно интересно его смотреть», – рассказал Евгений Давыдовский, который преподнёс Кристине огромный букет роз.
Удаль молодецкая
Второй историей этого вечера стал «Дон Жуан» (16+). Представил спектакль молодой актёр Лицейского театра Иван Мельников, режиссёром выступил худрук театра Сергей Тимофеев.
В отличие от большинства уже имеющих историю спектаклей, из которых составлена афиша ЧАТа, «Дон Жуан» стал премьерой фестиваля. Ведущие даже пошутили: «Артист молодой, не знал, на что шёл». И сам Иван признался - поначалу не знал, а когда ввязался, бояться было уже поздно. Его Дон Жан – свободный, шальной, без рамок. И этим всё сказано – на сцене царит атмосфера безудержного веселья, дуракаваляния, и, конечно же, любовной интриги Как без неё? На то он и Жуан (хотя в те времена ещё даже не дон).
Молчаливая муза
Есть у Ивана-Жуана на сцене и Муза. Хотя спектакль должен быть моно-, фактически на сцене двое. Да, текст произносит один, а Анастасия Поплевичева разговаривает на языке жестов и тела. Она и мать Жуана, и его любовница, и Судьба, которая плетёт свои нити. Большие клубки с пряжей – не только символ, но и декорация к спектаклю. В них запутывается Жуан, а Муза помогает то запутать, то распутать, как бы обозначая путь.
«Дон Жуан совсем другой, но Ваня, артист Мельников, сейчас попадает в круг обстоятельств, которые ему дают возможность сыграть. И, по-моему, лучше всех (из тех артистов, которых я знаю), - признался режиссёр Сергей Тимофеев. - Это работа для смелых, которые ничего не боятся. В этом смысле начинающий артист гораздо смелее – ему нечего терять, а приобрести он может любовь зрителей. А это дорогого стоит».