Фестиваль «Золотая маска» в Омске завершился спектаклем «Мужья и жёны» (18+) в постановке артистов Московского художественного театра им. А. П. Чехова.
Свою трактовку сценария Вуди Аллена представил режиссёр Константин Богомолов. Одну из главных ролей в этом спектакле играет заслуженный артист России Сергей Чонишвили, сын известной актрисы Омского драмтеатра Валерии Прокоп.
Девять лет спустя
Татьяна Кравец, omsk.aif.ru: Сергей Ножериевич, все визиты в Омск у вас связаны с гастролями. Последние были девять лет назад. А частных визитов не бывает? Ведь здесь живёт ваша мама…
Сергей Чонишвили: К сожалению, не бывает. Я мечтаю, чтобы был вариант частного времени, потому что надо приводить себя в норму. Но с мамой я вижусь каждый год. Она приезжает в Москву: либо на гастроли, либо в отпуск. Она видела все спектакли, которые я в своей жизни сыграл, за исключением «Культурного вторжения» и чего-то еще.
- Омск - город, где прошло ваше детство. Каким вы находите его сегодня?
- Какие-то вещи очень понравились. Чудная набережная у «Омской крепости». Увидел, как застроили дорогу из аэропорта - я всё ехал и думал: где же аэропорт местных линий - проехал или не проехал его? Прекрасная улица Ленина. Театр драмы - просто фетиш: он стоит, за ним ухаживают и поддерживают. Прекрасно! Пару уродливых зданий видел, но такие здания существуют в любом городе по всему миру.
- О нём вспоминают, когда приходит юбилей или появляется какой-нибудь повод. На самом деле мало кто знает, что этот Дом был построен папой.
- И что имя народного артиста России Ножери Чонишвили присвоено ему в 1989 году. Вы каким-то образом следите за его историей?
- Слежу за тем, что там происходит. Знаю, что он не раз переходил из рук в руки.
- В самом здании, понятно, вы давно не были. Никто не обращался к вам с просьбой помочь его реставрировать?
- Никто. Никогда. А чем я могу помочь? Перечислить количество денег, которое осядет где-нибудь? Или мне приезжать, привозить спонсоров и заниматься этим? Не знаю…
Если человек пришёл получать удовольствие в драматический театр (не музыкальный) - ничего не получится. Он должен до этого посмотреть энное количество спектаклей. Должен быть готовым, должен развиваться сам по себе. Должен думать.
- А ещё вы озвучивали фильм омского телеканала «Несломленный» про генерала Карбышева.
- Да, мне дали текст, и я сделал так, как считал нужным. Вживаться в роль не потребовалось. У меня отряд имени Карбышева был, когда я учился в общеобразовательной 77 школе, и про генерала очень много могу сам рассказать!
Спектакль лучше фильма
- Спектакль «Мужья и жены» входил в лонг-лист премии «Золотая маска» в 2018 году, то есть эксперты высоко оценили творчество. А зрительское восприятие неоднозначное. Возможно, отрицательный взгляд связан с репутацией Константина Богомолова как скандального режиссёра?
- Чтобы говорить о творчестве, нужно сходить на пять спектаклей - и тогда составить свое мнение.
- Но репутация сложилась уже из тех кадров, которые показали телеканалы с его свадьбы с Ксенией Собчак, с катафалком и девизом «Любовь до гроба».
- А это как раз и говорит о том, как он умеет ставить спектакли. С «Мужьями и жёнами» есть свой скандал. Фильм Вуди Аллена устаревший. Наша история практически повторяет известный сценарий, но… Есть свой перемонтаж, даже по логике развития героев. И есть вкрапления других вудиалленовских текстов. В спектакле Богомолова много вкраплений. Потому он лучше фильма Аллена.
- Как быть с тем принципом, что многие зрители идут в театр отдыхать, получать удовольствие?
- Если человек пришёл получать удовольствие в драматический театр (не музыкальный) - ничего не получится. Он должен до этого посмотреть энное количество спектаклей. Должен быть готовым, должен развиваться сам по себе. Должен думать.
- На поклонах вас почти единственного завалили цветами …
- Так были коллеги из Омской драмы, были мои одноклассники.
- А зрители разных городов чем-то отличаются?
- Нет. Почему живёт театр? Потому что театр - это здесь и сейчас. И происходит театр, когда происходят взаимоотношения между людьми на сцене и людьми в зале. Каждый раз по-новому. Не бывает двух одинаковых спектаклей. Бывает только один. Он просто может быть тяжёлым или нет, публика может быть готова к чему-то - ты её «подгашиваешь», иной раз она на тебя смотрит с ощущением «удивляйте нас», и тебе приходится её вытаскивать. Это не зависит от географического места положения.
Голос-магнит
- Первое, что ассоциируется у неискушённых зрителей с фамилией Чонишвили - это ваш голос.
- Да, и мало кто знает, где я работаю. Прихожу в театр «Прогресс» выпускать спектакль и меня люди - чудные, которые живут и работают в Москве, - спрашивают: «Как у вас в театре дела? Как - в каком? В Ленкоме, конечно». А ничего, что я там 12 лет не работаю?!
Все ходят с гаджетами, все прекрасно разбираются в интернете, имеют свои аккаунты в запрещённых и разрешённых сетях и не могут поинтересоваться.
- И в документальном кино звучите.
- Как-то попросили озвучить отчётный фильм Невского района Санкт-Петербурга. Представляете? Отчёты - это ужасный канцелярский стиль. Но здесь оказался замечательный русский язык, интересно написанная история - скольким пенсионерам помогли, сколько дорог построили. Язык красивый, удобный: человек явно писал и проговаривал. А иной раз пишу документальное кино и… кирпич за кирпичиком непечатных слов - ты начинаешь объяснять, что так писать нельзя.
Заказчики из Невского района сообщили, что отчёт писала жительница района - литератор. То есть, бывает, и «галочный» отчёт оформляется замечательно. Я этим ощущением живу: можно делать тяжёлую работу в удовольствие, в кайф.
«Воттакто»
- Вы тонко чувствуете слово, текст, опубликовали две собственные книги. Вторая «Человек-поезд» - с посвящением французскому лётчику, дипломату, дважды лауреату Гонкуровской премии Ромену Гари.
- Как Гари повлиял на ваши работы?
- Был один странный случай. Я долго-долго мучился, пытался выжать из себя абзац, очень важный для меня. Выжал. И поехал на сьёмки. А в поезде прочитал абзац из его романа, который практически по ситуации совпадал с моим, и даже по словам. Очень странно, когда два человека говорят одними словами, находясь в разные периоды времени. И это интересно. Потому и посвятил ему вторую книгу.
- Вы однажды обмолвились, что пишете с детства.
- С семи лет. Знаете, как родился писатель Чонишвили? (Смеется.) Я написал рассказ про сыр, маму и мышей. Рассказик маленький, сюжет простенький: как мыши спёрли сыр, который упал на пол во время подготовки к празднику.
- Реальная история?
- Нет, конечно, выдумка.
- Но это вполне могло быть реально - ребёнок увидел…
- Нет, мыши же не разговаривают! Фишка в другом. Рассказ заканчивался предложением - «вот так-то». Но в одно слово - воттакто! (Со смехом). Я считаю, что с этого момента родился писатель Чонишвили. Для семи лет - это круто. Воттакто!