На сцене «Арлекина» прошла премьера спектакля «Ворон» по пьесе Карло Гоцци. И без того фантазийный мир итальянского драматурга омские кукольники раскрасили в такие непередаваемые краски, что в итоге жанр новой постановки звучит загадочно и даже немного мистически – «артпанк-story».
Мир масок
Придуманный режиссёром стиль «артпанк» располагает к фантазии в неограниченных масштабах. При условии, что «Ворон» - пьеса всё-таки сказочная, любые театральные выдумки здесь к месту. Режиссёр поместил героев Карло Гоцци в… будущее. Причём в довольно необычное. Это альтернативное будущее после вселенской катастрофы, построенное на руинах прошлого. Визуально спектакль очень яркий и запоминающийся (чего только стоит половина автомобиля в окружении железных бочек!), но закон предопределённости пьесы итальянского драматурга здесь никто не отменял. Напомним, что действие пьесы «Ворон» происходит в сказочной стране Фраттомброзе. Её правитель король Миллон на охоте убивает ворона и тем самым случайно запускает цепь роковых событий.
В пьесе в качестве второстепенных героев драматург использует традиционных персонажей (маски) комедии дель арте: Панталоне, Тарталью, Труффальдино и Бригеллу, оставляя некоторым из них место для словесной импровизации. Гоцци был поклонником комедии дель арте – условного театра масок, не старающегося имитировать реальную жизнь. Гоцци считал, что не знающая границ и повествующая о невероятном фантазия может увлечь зрителя гораздо сильнее, чем бытовая история о современной жизни. Для трупп комедии дель арте он придумывал свои фьябы – трагикомические сказки, которые пользовались успехом у современников.
Кстати, «Ворон» - это второе произведение Гоцци, написанное им после ошеломительного успеха пьесы «Любовь к трём апельсинам».
Три куклы
Спектакль «Ворон» – драматический, но, разумеется, с элементами кукольного театра. Только три персонажа Миллон, Дженнаро и Армилла будут существовать в двух ипостасях: то в драматической, то в кукольной. В спектакле используются три планшетные куклы. На первый взгляд может показаться, что этого набора для кукольного спектакля маловато, однако, режиссёр спектакля Олег Жюгжда уверен в обратном:
«Актёр и кукла – равнозначные партнёры, где один подчёркивает совершенство или несовершенство другого. Они существуют на сцене на равных. Теоретически актёр куклу переиграть не сможет. Один мой учитель часто мне говорил, что наличие куклы в спектакле не определяет его «кукольность». То есть их не может быть вообще, но постановка будет сделана по законам кукольного театра. Что касается самого жанра «артпанк», то он придуманный. Я давно хотел поставить спектакль в таком ключе, и вот, наконец, появилась возможность».
По мнению режиссера, пьеса Гоцци для такого театрального эксперимента подходит идеально, поскольку сказка может принять любой облик.