Примерное время чтения: 5 минут
1044

Пьесу о ненависти к Пушкину показали омичам артисты из Москвы

Автор пьесы предлагает под новым углом взглянуть на знаковую для русской культуры фигуру.
Автор пьесы предлагает под новым углом взглянуть на знаковую для русской культуры фигуру. / Пресс-служба Пятого Театра / АиФ

Когда спектакль о великом поэте, который для нас давно и основательно «наше всё»,  начинается со слов «Пушкина я возненавидел ещё в детстве», то у зрителей происходит то, к чему уместно применить выражение «разрыв шаблона». Такие литературные контрасты – не театральный эпатаж, а попытка заглянуть в сам феномен Пушкина. Да и сам спектакль не о ненависти, а о том, что даже она в итоге может стать смыслом жизни. Об этом на омском фестивале рассказал театр из Москвы «Школа современной пьесы».

Преследующий поэт  

Несмотря на название спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина», главный герой здесь совсем не Пушкин. Поэт здесь в роли связующего звена и некого фатального обстоятельства, которое для главного героя – камень преткновения ещё с детского сада. Ну не любит маленький Питунин стихи Пушкина, а его заставляют их любить. И в школе, которая, как назло, носит имя поэта, от поэтического наследия Александра Сергеевича тоже изрядно достаётся.

Даже в армии (!) злосчастный Пушкин не даёт Питунину покоя. Такую картину мира жизни молодого петербуржца создал драматург из Израиля Михаил Хейфец. Ему удалось сделать то, от чего приходят в восторг даже привередливые театральные критики. Посмотреть на Пушкина под другим углом – так просто и так сложно одновременно. В итоге получилось удивительно ироничное произведение без малейших перевесов в сторону каких-либо крайностей. И главный парадокс этого спектакля в том, что через чувство ненависти препарируется культурная жизнь общества.

Иосиф Райхельгауз, режиссёр постановки, отмечает тот факт, что ставить спектакль по такому неоднозначному произведению было рискованно: «Это даже не пьеса, а литературный материал, монолог, который прислали на один из драматургических конкурсов. Многие его отвергали и говорили, что это полная ерунда. Как пьесу я это сначала не воспринял, но тема показалась мне занимательной. Пушкин здесь – это культурный знак нашего государства. История человечества – это и есть история культуры. Мы ведь не литературный спектакль по Пушкину ставим, мы комментируем соотношение Пушкина с сегодняшней духовной жизнью, с атмосферой нашего времени.

И действительно, фрагменты эпохи XIX века очень логично увязаны с бандитскими 90-ми, когда духовная жизнь страны трескалась по швам, а наши классики оказались никому не нужны. И примерно в этот момент главный герой Питунин неосознанно понимает, в чём соль фразы «Пушкин – наше всё».

Пушкина не спасли

Постановщики спектакля на яркую визуальную составляющую акцент не ставили и многотонных декораций не воздвигали. Основная сценография напоминает большую прямоугольную коробку, в пространстве которой весьма комфортно существуют актёры. Здесь они то и дело находят какие-либо артефакты, связанные с жизнью то Пушкина, то самого Питунина. Важно и то, что спектакль камерный и зрители, сидящие прямо на сцене, за этим замкнутым кругом ненависти и любви к Пушкину наблюдают на расстоянии вытянутой руки. Почти два часа спектакля без антракта проходят, словно по щелчку пальцев. И, что примечательно, в постановке нет ни одного именитого артиста.

«Они все недавние выпускники, а одна актриса даже ещё диплом не получила, - говорит Иосиф Райхельгауз. – Ребята много лет учились играть в одном ансамбле, в одной стилистике. Они ценят одни и те же выразительные средства, говорят на одном театральном языке. И мало кто может сыграть именно таким образом в ансамбле».  

Существование молодых актёров внутри спектакля действительно заслуживает внимания – они очень точно проживают свои роли, причём за пару минут могут с лёгкостью трансформироваться из сгорбленной советской учительницы по литературе в изящную барышню XIX века, а из неё – в солдата, затаившегося в окопе.

Итог спектакля такой же, как и жизнь самого Пушкина. Есть здесь и совсем непоэтичная дуэль в духе бандитских разборок, и трагичный итог, когда внезапно становится понятно, что ненавистный Пушкин был для Питунина смыслом жизни. Пушкина в спектакле не спасли, Питунина тоже, но главную мысль в головы зрителей всё-таки донесли: даже яростное отрицание может со временем обернуться самой неожиданной стороной. Ну и на наше культурное наследие, как бы этого многим не хотелось, глаза не закроешь. 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах