Театральные каникулы позади, а значит пришло время культурных завтраков. Журналисты омских СМИ соскучились по традиционным встречам с актёрами и режиссёрами за чашкой кофе, которые практически еженедельно проходят в ресторане «Где же кролик». Об этом говорит количество собравшихся.
За круглым столом говорили о грядущей премьере спектакля по классике. «Преступление и наказание» по мотивам одноимённого романа Достоевского представит Омский ТЮЗ. Постановку покажут 6 и 7 сентября в 18:30 на сцене Дома актёров.
Что нового откроет для себя омский зритель в инсценировке старой, знакомой всеми со школьной скамьи истории, от иркутского режиссёра-постановщика узнал omsk.aif.ru.
Новое – это незабытое старое
О романе мирового масштаба «Преступление и наказание», одном из популярных произведений классической литературы, слышал каждый. Он входит в курс обязательной школьной программы, однако далеко не все могут похвастаться тем, что прочли его от корки до корки. И даже те, кто это сделал, не всегда до конца осмысливают суть, переданную автором. Можно перечитывать его множество раз, при этом постоянно открывать для себя что-то новое и размышлять о жизни, ведь тема совести касается каждого человека, не зависимо от его возраста, статуса и периода, в котором он живёт.
Актуальный сюжет – исследование той самой совести раскрывает постановка «Преступление и наказание» в режиссуре Дмитрия Акимова. «Одичалая», как называет её режиссёр-постановщик, она преследует персонажей, заставляя их терзаться и искать пути побега от себя.
«Все персонажи, не только Раскольников, по сути – преступники: кто-то в действиях, кто-то в суждениях. В спектакле раскрывается некая тема лабиринта, где каждый персонаж ищет выход из своего тупика, - рассказывает режиссёр-постановщик Дмитрий Акимов. - Всё то, что задумывалось, невозможно вместить, и так спектакль получился достаточно длинным, но он энергетически насыщен. Театр юного зрителя предполагает общение с молодым зрителем, поэтому стараемся говорить на их языке, искали новые подачи информации в эмоциональном ключе, который бы откликался в них. Молодёжь в первую очередь нужно завоевать картинкой, а потом уже поддавать смысла».
Спектакль заявлен как драма, однако сами создатели считают, что он больше относится к жанру хоррор-триллер. Многие сцены погружают в мир душевного ужаса и кошмара, испытываемых Раскольниковым, настолько, что комок к горлу подкатывает.
У каждого свой Достоевский
«Для меня Достоевский – тяжёлый автор, его произведения - целая философия, которую, возможно, в силу возраста, я ещё не понимаю. У меня была неделя бессонницы после того, как меня назначили на роль, когда начали репетировать, снились какие-то жуткие моменты. Я стал замечать за собой дёрганность Раскольникова. - признаётся актёр Омского ТЮЗа, исполнитель роли Раскольникова Иван Павлов. - Роль очень тяжёлая. Артист должен оправдывать своего персонажа, но оправдать убийство сложно, поэтому начинаешь искать причины, для чего он пошёл на это. Копался, искал, помогали коллеги. Мне кажется, я даже за это время как-то профессионально вырос».
В постановке занято около 20 человек. Причём режиссёру хватило пяти минут общения с артистами и интуиции, чтобы распределить роли. При этом заметим, что постановщик и актёры из разных городов. В спектакле играют (но не главные роли) и пять студентов иркутского режиссёра, которые сегодня работают в Омском ТЮЗе.
«Для меня это произведение - экшен, в нём нет скучных моментов. Я всегда думала, что если в моей актёрской жизни состоится «Преступление и наказание», то я бы сыграла Катерину Ивановну, потому, что она мне близка и просыпается во мне с каждым годом. Для меня Достоевский не отвечает на вопрос однозначно, кто же здесь хороший, а кто плохой. Взять того же Свидригайлова, это же просто глыба человеческая, сколько в нём всего, и в то же время великого много. И так по каждому персонажу. Смотришь, осуждаешь, а потом думаешь - а чем я лучше этого человека. Мне интересно погружаться в эту атмосферу и в свой персонаж», - говорит актриса Омского ТЮЗа, исполнительница роли Катерины Ивановны Ирина Коломиец.
«Соня представлялась мне раньше неким неживым персонажем, какая-то библейская, какая-то святая грешница. Работа в спектакле мне открыла новые детали, которые показали духовный внутренний стержень моей героини, который она создаёт сама, - рассказывает актриса Омского ТЮЗа, исполнительница роли Сони Мармеладовой Алёна Озаровская. - Мне просто понять персонаж, потому что, когда ты думаешь о семье, можно оправдать многое и сделать многое ради близких людей. Мне сложнее найти в Соне обычного человека».
История разворачивается вне времени и пространства. Эпоху действий, происходящих на сцене, не раскрывают ни музыка (в спектакле она от Баха до современности и в живом исполнении), ни декорации (в стиле минимализм), ни стилизованные костюмы (здесь нет париков и кринолинов).
Знакомые сюжетные линии раскрываются неожиданно, преломляясь через острый режиссёрский взгляд. Это густонаселенный спектакль, в котором герои всё время находятся под наблюдением друг друга, слышат собственные мысли, озвученные чужими голосами. По задумке режиссёра, свои мысли должны услышать и зрители, и не просто услышать, а попытаться разобраться в них и открыть через сопереживание персонажам нового себя.
16+