С 1 по 6 апреля в Омске проходил 4-й фестиваль моноспектаклей «ЧАТ», что расшифровывается как Честное Актёрское Творчество. И действительно, что может быть честней, чем стоять со зрителем лицом к лицу на камерной сцене? Да даже если и на большой, всё равно виден каждый твой жест и взгляд, ведь ты на сцене один.
Жанр процветает
Однако жанр моноспектакля в последнее время становится всё более популярным. Как объяснила председатель экспертного совета «ЧАТа» Татьяна Тихоновец, наверное, это связано с локдауном, с тем, что больше года театры работали в режиме онлайн или в жёстких ограничениях. «А ведь артисты не могут не выступать – они просто умирают, если им не дают играть. И очень многие моноспектакли появились в этом году, даже в конкурсной программе «Золотой маски» их пять – никогда такого не было», - рассказала известный театральный критик.
Наверное, именно поэтому (ну а также, не будем лукавить, и потому, что слухами земля полнится, и в театральном сообществе омский «ЧАТ» вместе с Лицейским театром уже имеют отличную репутацию) на четвёртый фестиваль было подано 117 заявок из 49 городов. В результате за шесть невероятно насыщенных дней фестиваля было показано 15 моноспектаклей. Они были очень разными, и отзывы наших журналистов о них можно прочесть на сайте «АиФ в Омске».
Сейчас же хочется сказать о том, как и чем закончилась эта настоящая театральная феерия. Да и закончилась ли? Отголоски «ЧАТа» ещё долго будут расходиться, как круги по воде, в театральной среде, причём не только Омска и не только тех городов, чьи театры побывали на фестивале. Они будут рассказаны в соцсетях, на сайтах, их прочтут другие и наверняка захотят побывать на пятом, юбилейном омском «ЧАТе», который омские зрители уже начали ждать.
Выбрали зрители
Фестиваль «ЧАТ» - не конкурсный, не было задачи заставить артистов соревноваться друг с другом, поэтому и нет победителей. Точнее. победители – все, потому что на фестивале не было спектаклей, которые бы кому-то откровенно не понравились. Как сказала Татьяна Тихоновец, «ваш фестиваль оказался качественным».
Её слова подтвердила и второй член омского экспертного совета Ирина Алпатова (Москва), сообщив, что «на фестивале не было ни одного плохого спектакля, хотя иногда так бывает».
Впрочем, лукавим: один победитель всё-таки был объявлен. Дело в том, что впервые на «ЧАТе» работало и зрительское жюри, которое вынесло собственный вердикт, заслуженно назвав победителем спектакль «Материнское поле» Лицейского театра. Кстати, зрителям повезло –постановка теперь будет репертуарной, поэтому они смогут увидеть этот на самом деле очень душевный спектакль.
Этот же спектакль можно всё же назвать победителем всего фестиваля, так как он получил отличный подарок – возможность показать «Материнское поле» в столице. Об этом сообщила почётный гость фестиваля, руководитель творческого проекта театров РФ «Театральная провинция», заслуженный деятель искусств Республики Южная Осетия Ирина Москаленко. Она вручила Сергею Тимофееву сертификат на показ «Материнского поля» в Центральном доме актёра на Арбате им. А. А. Яблочкиной.
«Нам повезло! За эти шесть дней мы посмотрели 15 спектаклей. Столько открытий, столько потрясений, это дни счастья, радости, знакомства с вашим городом. Низкий поклон организаторам фестиваля, команде единомышленников», - сказала растроганная Ирина Москаленко на церемонии закрытия.
Она сообщила, что с 2005 года театры из разных регионов России получают возможность показать себя на московской сцене. Сама руководитель проекта «Театральная провинция» Ирина Москаленко посещает театральные фестивали в разных уголках страны и выбирает лучшие, чтобы их смогли увидеть в столице.
Каждый артист получил специальный диплом от экспертного совета:
- Ксения Огарь (Омский государственный драматический «Пятый театр») - за актёрское умение быть проводником между реальностью и ирреальностью (моноспектакль «Одиночество»).
- Константин Грицан (Театр-студия «Закулисье», Пушкин) - за творческий азарт и доверительный диалог со зрителем (моноспектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина»).
- Мария Рочева («Текст-Театр», Санкт-Петербург) -за актёрскую исповедальность и глубину проникновения в образ (моноспектакль «Жанна. Во Францию и обратно»).
- Владимир Жуков (Московский независимый театр «Выпускники-Щукинцы») - за творческую самоотдачу и лирическую проникновенность (моноспектакль «Новеченто»).
- Создатели проекта «ДЫМ.» (Молодёжный театральный центр «Космос», Тюмень) - за поиск новых форм в освоении отечественной истории.
- Таисия Галочкина (Омский драматический экспериментальный театр) - за амбициозность и расширение творческого диапазона (моноспектакль «Тело, которое говорит»).
- Александра Ислентьева (Московский театр «Эрмитаж») - за трепетное отношение к классике и высокое актёрское мастерство (спектакль «Последнее письмо»).
- Фариза Баткина (Омский драматический Лицейский театр) - за глубокий психологизм и актёрскую заразительность (моноспектакль «Материнское поле»).
- Игорь Гораков и Анастасия Быкова (Камерный театр, Череповец) - за творческий союз художника и актёра (спектакль «Пока я здесь»).
- Михаил Кривоносов (Брянский театр драмы им. А. К. Толстого) - за высокое актёрское мастерство (моноспектакль «Последняя лента Крэппа»).
- Мария Марковских (Театр «Синий сарафан», Санкт-Петербург) - за воплощение отечественной прозы XX века (моноспектакль «Рыжая»).
- Татьяна Швендых (Нижнетагильский театр кукол) - за творческую самоотдачу и актёрский кураж (моноспектакль «Аленький цветочек»).
- Николай Балобан (Петербургский камерный театр «ТОК») - за творческую неукротимость и актёрскую многоплановость (моноспектакль «Фауст»).
- Елена Талалаева (Молодёжный театр «Предел», Скопин) - за актёрскую многоликость и выразительность пластики (моноспектакль «Мы не умрём сегодня вечером»).
- Денис Шибаев (режиссёр спектакля «Одиночество») - за выразительность режиссёрской метафоры.
- Руслан Шапорин (режиссёр спектакля «Тело, которое говорит») - за бесстрашие режиссёрского поиска.
- Владимир Литвинов (режиссёр спектакля «Фауст») - за дерзость творческого замысла.
- Евгения Крюкова (театр «Историй», Москва) - за актуальность и остроту сценического текста (моноспектакль «Не верьте господину Кафке»).
- Отдельный специальный диплом был выдан эксперту фестиваля Сергею Денисенко за точность и своевременность поэтических высказываний.