В Омске продолжается фестиваль «ЧАТ» (честное актёрское творчество). И если все театры, которые хотели участвовать, присылали записи спектаклей, то хозяева – Лицейский театр – подготовили для зрителей премьеру.
Её поставил худрук Лицейского Сергей Тимофеев, но инициатива исходила от самой актрисы. Фариза Баткина пришла к режиссёру с материалом, о котором мечтала, ещё будучи студенткой. И это один из величайших классиков советской эпохи – Чингиз Айтматов. И его роман «Материнское поле».
Инициатива актрисы
Когда читал книги ещё в юности и понимаешь, насколько хорош слог писателя, всегда страшно – как эту великую прозу можно переложить на сценический язык? Не потеряется ли на сцене Айтматов, не «сгинет» ли за авторским или, как сейчас это модно говорить, режиссёрским видением?
К счастью, в Лицейском этого не произошло. И режиссёр, и актриса настолько бережно отнеслись к роману, что практически ни слова не переиначили. Просто подсократили, оставив только военную линию, точнее, чувства главной героини Толконай, потерявшей в жерле войны всех своих мужчин – мужа и троих сыновей.
Надо отметить, что жанр монолога, моноспектакля также способствовал бережному отношению к прозе Айтматова, возможно, и восточный колорит самой исполнительницы сыграл свою роль - настолько органична была Фариза Баткина! Молодая актриса на глазах становилась старой уставшей женщиной, пришедшей к своему Полю, убитой горем матерью, в одночасье потерявшей мужа и сына, и юной красоткой, вспоминающей, как полюбила своего Суванкула, как рожала один за другим сыновей, как женила старшего, привела в дом сноху….
Всё складывалось просто замечательно, пока не пришла беда - война. И отняла у неё всех четверых: Суванкула, Касыма, Маселбека, Джайнака. Последний ушёл на фронт добровольцем в неполные 18 лет и пропал без вести.
И если книга Айтматова – это описание жизни Толконай, в том числе и после Великой Отечественной, то спектакль Лицейского – о гори и боли, которые пришлось пережить этой женщине из-за войны. И о её чувствах знает только то самое Поле, к которому она ходит с самых малых своих лет и будет это делать до конца своей жизни.
И Фариза Баткина с Сергеем Тимофеевым «сыграли» свою Толконай просто блестяще. А в репертуаре Лицейского появился еще один сильнейший спектакль о войне, который обязательно следует посмотреть.
Без слов, только музыка
Второй спектакль «за жизнь», показанный этим же вечером камерным театром из Череповца – «Пока я здесь». Зрителей предупредили, что спектакль не имеет литературной основы, но не предупредили, что он не имеет ещё и слов. Однако уже с первых минут становится ясно – слова здесь и не нужны, хватает музыки. То это скрип граммофона, то «Взвейтесь кострами, синие ночи!», то вальс, то «Катюша»….
На сцене старый-старый человек, который принёс искусственную ёлку – видимо, готовится к встрече Нового года. Но вместо того, чтобы украшать её игрушками, он достаёт из коробок свои воспоминания. Вот старый школьный портфель, в котором лежит пионерский галстук. Сначала галстук завязывается, как положено, на шею, а потом атрибут прошлого перекочёвывает на ёлку. Дальше следует рогатка, потом сломанный зонт, клоунский нос…
Особняком стоят воспоминания о войне и, вероятнее всего (кто как понял) – о лагерях... Кстати, хоть это и моноспектакль, на сцене появляются ещё люди, хотя это, скорее, образы в масках: вот они маршируют и вскидывают руку в знакомом нацистском приветствии, и уже не остаётся сомнений, кто это.
А потом на сцене оживает пальто жены, которое танцует со старичком, кажется, враг помолодевшим. И вот уже верёвка с рубашками взрослого человека уходит за кулисы, а вместо неё на сцене – детские вещички, и пальто «качает» малыша….
Какой-то миг, и всё возвращается на круги своя: просто старый человек, просто ёлка, «украшенная» символами прошлой жизни. И так щемит сердце, и слёзы невольно наворачиваются на глаза, когда вспоминаешь название спектакля - «Пока я здесь»….
16+