Примерное время чтения: 6 минут
197

Два спектакля о жизни и смерти. Во время ЧАТа зрители плакали

Фариза Баткина в роли Толконай.
Фариза Баткина в роли Толконай. / Алексей Углирж / Лицейский театр

В Омске продолжается фестиваль «ЧАТ» (честное актёрское творчество). И если все театры, которые хотели участвовать, присылали записи спектаклей, то хозяева – Лицейский театр – подготовили для зрителей премьеру.

Её поставил худрук Лицейского Сергей Тимофеев, но инициатива исходила от самой актрисы. Фариза Баткина пришла к режиссёру с материалом, о котором мечтала, ещё будучи студенткой. И это один из величайших классиков советской эпохи – Чингиз Айтматов. И его роман «Материнское поле».

Инициатива актрисы

Фариза сама хотела поработать с текстами Айтматова. Фото: Лицейский театр/ Алексей Углирж

Когда читал книги ещё в юности и понимаешь, насколько хорош слог писателя, всегда страшно – как эту великую прозу можно переложить на сценический язык? Не потеряется ли на сцене Айтматов, не «сгинет» ли за авторским или, как сейчас это модно говорить, режиссёрским видением?

К счастью, в Лицейском этого не произошло. И режиссёр, и актриса настолько бережно отнеслись к роману, что практически ни слова не переиначили. Просто подсократили, оставив только военную линию, точнее, чувства главной героини Толконай, потерявшей в жерле войны всех своих мужчин – мужа и троих сыновей.  

Надо отметить, что жанр монолога, моноспектакля также способствовал бережному отношению  к прозе Айтматова, возможно, и восточный колорит самой исполнительницы сыграл свою роль - настолько органична была Фариза Баткина! Молодая актриса на глазах становилась старой уставшей женщиной, пришедшей к своему Полю, убитой горем матерью, в одночасье потерявшей мужа и сына, и юной красоткой, вспоминающей, как полюбила своего Суванкула, как рожала один за другим сыновей, как женила старшего, привела в дом сноху….

Всё складывалось просто замечательно, пока не пришла беда - война. И отняла у неё всех четверых: Суванкула, Касыма, Маселбека, Джайнака. Последний ушёл на фронт добровольцем в неполные 18 лет и пропал без вести.

Толконай становилась молодой, вспоминая свою любовь.
Толконай становилась молодой, вспоминая свою любовь. Фото: Лицейский театр/ Алексей Углирж

И если книга Айтматова – это описание жизни Толконай, в том числе и после Великой Отечественной, то спектакль Лицейского – о гори и боли, которые пришлось пережить этой женщине из-за войны. И о её чувствах знает только то самое Поле, к которому она ходит с самых малых своих лет и будет это делать до конца своей жизни.

И Фариза Баткина с Сергеем Тимофеевым «сыграли» свою Толконай просто блестяще. А в репертуаре Лицейского появился еще один сильнейший спектакль о войне, который обязательно следует посмотреть.  

Без слов, только музыка

Старый человек вспоминает свою молодость без слов, но зрителям всё понятно.
Старый человек вспоминает свою молодость без слов, но зрителям всё понятно. Фото: Лицейский театр/ Алексей Углирж

Второй спектакль «за жизнь», показанный этим же вечером камерным театром из Череповца – «Пока я здесь». Зрителей предупредили, что спектакль не имеет литературной основы, но не предупредили, что он не имеет ещё и слов. Однако уже с первых минут становится ясно – слова здесь и не нужны, хватает музыки. То это скрип граммофона, то «Взвейтесь кострами, синие ночи!», то вальс, то «Катюша»….

На сцене старый-старый человек, который принёс искусственную ёлку – видимо, готовится к встрече Нового года. Но вместо того, чтобы украшать её игрушками, он достаёт из коробок свои воспоминания. Вот старый школьный портфель, в котором лежит пионерский галстук. Сначала галстук завязывается, как положено, на шею, а потом атрибут прошлого перекочёвывает на ёлку. Дальше следует рогатка, потом сломанный зонт, клоунский нос…

Особняком стоят воспоминания о войне и, вероятнее всего (кто как понял) – о лагерях... Кстати, хоть это и моноспектакль, на сцене появляются ещё люди, хотя это, скорее, образы в масках: вот они маршируют и вскидывают руку в знакомом нацистском приветствии, и уже не остаётся сомнений, кто это.

Детские вещи - не просто реквизит, это тоже воспоминания.
Детские вещи - не просто реквизит, это тоже воспоминания. Фото: Лицейский театр/ Алексей Углирж

А потом на сцене оживает пальто жены, которое танцует со старичком, кажется, враг помолодевшим. И вот уже верёвка с рубашками взрослого человека уходит за кулисы, а вместо неё на сцене – детские вещички, и пальто «качает» малыша….

Какой-то миг, и всё возвращается на круги своя: просто старый человек, просто ёлка, «украшенная» символами прошлой жизни. И так щемит сердце, и слёзы невольно наворачиваются на глаза, когда вспоминаешь название спектакля - «Пока я здесь»….

16+

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах