Спектакль по мотивам ранних произведений Вампилова «Ревность, любовь и прочие глупости» стал очередной творческой победой артистов омского ТЮЗа вместе с главным режиссёром театра Анастасей Старцевой и настоящим подарком для омичей.
На ассоциациях
Обращение к Вампилову оказалось неслучайным. Во-первых, 2022 год для драматурга юбилейный — 85 лет со дня рождения. Во-вторых, проблемы, которые автор поднимает в своих произведениях, никогда не перестанут быть актуальными.
По словам Анастасии Старцевой, изначально подразумевалось, что постановка должна быть в первую очередь для молодёжи. А как её завлечь? Только рассказать о том, что эту молодёжь волнует! Так и родился спектакль о Любви и Вечности.
На сцене разворачивается калейдоскоп историй, смешных и не очень, наивных, местами трагических. Там ежеминутно рождаются и погибают целые Вселенные, рушатся и вновь возрождаются миры. Главной движущей силой является любовь, которая всегда счастье, даже если мужчина уходит от одной женщины к другой. Любовь — это свет, молодость, энергия, порыв, даже если влюблённые — пожилые люди, прожившие в браке много-много лет. Так, героиня Анны Сосой говорит своему супругу: «Если тебя нет, то и меня нет», - потому что она не мыслит себе жизни без любимого мужчины.
Чем заинтересовать современного зрителя, если все открытия уже совершены много раз? Только каким-то новым взглядом на ставшие обыденными вещи. «Нам было любопытно увидеть ассоциативные связи героев Вампилова в маленьких историях. Как оказалось, такой подход оказался интересным», - поделилась мыслями Анастасия Старцева.
Так, в постановке появляется Зилов из «Утиной охоты», а диалог пожилой пары выстраивается как у известных мультипликационных персонажей Ёжика и Медвежонка; есть кусок из пьесы Лопе де Вега «Собака не сене». Всё это не случайно. Зилов с его циничностью и трагизмом — этакое противопоставление ярким впечатлениям от первой влюблённости, актриса, играющая Диану де Бельфлор, и в своей жизни — собака на сене.
Что касается диалога пожилых супругов, то, по словам актрисы, он не получался, пока артистов не озарило разыграть диалог, будто разговаривают Ёжик и Медвежонок. Как только свет, наивность, детский восторг, полная открытость миру и восприятие его таким, какой он есть, были перенесены на персонажей Вампилова, всё сразу встало на свои места. Получилось смешно и грустно, а ещё безмерно романтично - до слёз.
Просто находка!
В постановке немало трагических персонажей. Один из них - бешеная балерина, которую сыграл Владимир Крутов, ставший для главного режиссёра театра настоящей находкой.
«Владимир Иванович сыграл балерину, старую, лысую, бесконечно одинокую. Поначалу он отнесся к роли с большим скепсисом. Но когда начал работать над ролью, вскрылись такие эмоциональные глубины! Все артисты театра прибегали смотреть его репетиции», - рассказала Анастасия Старцева.
Как сказал сам артист, предложение роли бешеной балерины он воспринял с сомнением.
«Роль очень серьёзная, а спектакль создан в комедийном жанре. Не представлял себя в женском образе. Но с каждой репетицией влюблялся в персонажа, отдавался этой роли и сопереживал, - поделился Владимир Иванович. - Эта роль о милосердии, о том, чего не хватает пожилым людям — прежде всего о внимании, о доброте человеческой. Почему дали эту роль не женщине? Знаете, если бы на эту роль объявили кастинг среди омских актрис, то, наверное, Иртыш вышел бы из берегов от выплеснутых эмоций, ведь женщины более романтичны по своей природе, более ранимы и восприимчивы, чем мужчины. Моя балерина более сдержанна эмоционально, но тем не менее она вызывает бурю эмоций».
«Несомненно, это спектакль ТЮЗовский, - резюмировала главный режиссёр. - Мы в нём хулиганим, и это может шокировать возрастного зрителя. История начинается с некоей ностальгии по Советскому Союзу, но на каком-то этапе переходит в Вечность. Постановка понятна всем, это мы проверили. Молодёжь сказала: «Это так молодёжно!», люди в возрасте, родившиеся в СССР, сказали: «Мы понастальгировали». Главное, что спектакль заставляет думать, так и должно быть».
16+