Сейчас, в период пандемии, люди опасаются ходить на разного рода публичные мероприятия, в том числе в театр. Но Лицейский, под сводами которого полгода не звучали аплодисменты зрителей, такого аргумента не приемлет.
И потому – второй фестиваль ЧАТ, ещё до официального открытия сезона. И потому – премьера в день начала сезона, причём такая, в которой занята не только большая часть труппы, но даже и дети актёров.
Повышение актёрской квалификации
А буквально через две недели, на контрасте – моноспектакль. Да не простой, а «пришлый» - актриса омского ТЮЗа Надежда Костюк, участница первого фестиваля моноспектаклей «ЧАТ», предложила театру включить уже в постоянный репертуар вторую свою работу в этом жанре.

Моноспектакль. Жанр, который не все понимают – потому что это сложно. Актёр стоит буквально в метре от зрителей первого ряда. «Моноспектакль – это по-другому. Это честнее, потому что ты только один, - делится Надежда Костюк. - Для меня это экзамен, я как будто сама себе назначаю повышение квалификации».
Здесь не отвлечёшься, потому что потеряешь нить монолога. Не пошушукаешься с соседом, потому что слышно любой шорох. Впрочем, в этом нет необходимости, потому что ты весь там, в тех чувствах и эмоциях, которые переживает на сцене девочка-подросток. Девочка, которой приходится пережить тяжёлую болезнь и сносить выходки «весёлых» сверстников в «детском аду»; девушка, которая влюбилась, но не осмеливается рассказать о своих чувствах и не верит, что парень ей отвечает взаимностью; девчонка, которой вдруг – как обухом по голове – сообщают, что мама с папой решили пожить отдельно – «так бывает».
Предательство
А ведь это действительно горе – и его надо пережить. И принять. И надо попытаться понять взрослых. Всё это героиня осознаёт только тогда, когда сталкивается с ещё бОльшим, чем её собственное, горем: у друга, в которого она влюблена, умерла мама, а сестрёнка перестала разговаривать; у девчонки, с которой познакомилась в парке, пьющая мать, да настолько, что 12-летний ребёнок предпочитает жить в конюшне; конь, ради спасения которого она ворует деньги у матери, вот-вот отправится на живодёрню… Во всех этих перипетиях проявляется и мужество, и мудрость взрослеющей девушки.

Увидеть себя
…Вся эта история проходит за час с небольшим. И так задевает за живое – буквально выворачивает душу наизнанку. Потому что это про тебя.
Кстати, первой это прочувствовала режиссёр Полина Кардымон. Она честно признаётся, что не любит моноспектакли - тем интересней ей было работать с Надеждой. А потом она прониклась и поняла – это и про неё тоже.
«Это спектакль для подростков, которые сейчас переживают примерно те же проблемы, что и у героини. Но если бы я была родителем, мне было бы интересней смотреть, потому что драматург, который переписал текст, вставил туда так много разных шуток и каких-то поворотов, сюжетных и интеллектуальных, что я слушаю текст и обожаю его, - говорит режиссёр. - Ведь со мной говорят на моём языке, а значит, это про меня».

Но, наверное, надо пережить всё это, чтобы понять. Спектакль ставился на подростково-молодёжную аудиторию, но на премьере бОльшую реакцию он вызвал у взрослых: эта история запала им в душу, они нашли в своём прошлом какие-то ассоциации.
Наверное, на каждом показе будет и молодёжь, которая, быть может, не покажет этого внешне, но в душе согласится с героиней Надежды и дома обнимет маму и папу. И это будет самым главным эффектом от этой постановки.
