Примерное время чтения: 7 минут
416

Музыка ветра – это когда позовёшь, и к тебе придут. Всегда и без оговорок

Моноспектакль - это когда актёр выходит один на один с залом.
Моноспектакль - это когда актёр выходит один на один с залом. / Анна Шестакова / Лицейский театр

Сейчас, в период пандемии, люди опасаются ходить на разного рода публичные мероприятия, в том числе в театр. Но Лицейский, под сводами которого полгода не звучали аплодисменты зрителей, такого аргумента не приемлет.

И потому – второй фестиваль ЧАТ, ещё до официального открытия сезона. И потому – премьера в день начала сезона, причём такая, в которой занята не только большая часть труппы, но даже и дети актёров.

Повышение актёрской квалификации

А буквально через две недели, на контрасте – моноспектакль. Да не простой, а «пришлый» - актриса омского ТЮЗа Надежда Костюк, участница первого фестиваля моноспектаклей «ЧАТ», предложила театру включить уже в постоянный репертуар вторую свою работу в этом жанре.

«Я играла моноспекталь «Кочерыжка» по расскажу Валентины Осеевой, с которым участвовала в первом фестивале «ЧАТ» здесь, в Лицейском. Там была тема детей в период Великой Отечественной войны, - говорит актриса. - Мне хотелось ещё поработать в этом жанре, но совсем с другим актёрским существованием. Поэтому я выбрала совершенно противоположного режиссера - мы с Полиной Кардымон одного возраста, учились в одном институте на разных курсах, и мне было очень интересно её видение. Я не знаю, почему решила обратиться к подросткам, может быть, какие-то вопросы у меня лично были нерешенные, может быть, еще и потому, что спектаклей для подростков крайне мало. А мне всё-таки хотелось поговорить именно с этим переходным возрастом».

Надежда Костюк второй раз вышла на сцену Лицейского театра. Фото: Лицейский театр/ Анна Шестакова

Моноспектакль. Жанр, который не все понимают – потому что это сложно. Актёр стоит буквально в метре от зрителей первого ряда. «Моноспектакль – это по-другому. Это честнее, потому что ты только один, - делится Надежда Костюк. - Для меня это экзамен, я как будто сама себе назначаю повышение квалификации».

Здесь не отвлечёшься, потому что потеряешь нить монолога. Не пошушукаешься с соседом, потому что слышно любой шорох. Впрочем, в этом нет необходимости, потому что ты весь там, в тех чувствах и эмоциях, которые переживает на сцене девочка-подросток. Девочка, которой приходится пережить тяжёлую болезнь и сносить выходки «весёлых» сверстников в «детском аду»; девушка, которая влюбилась, но не осмеливается рассказать о своих чувствах и не верит, что парень ей отвечает взаимностью; девчонка, которой вдруг – как обухом по голове – сообщают, что мама с папой решили пожить отдельно – «так бывает».

Предательство

А девчонка не верит – как это бывает? Это же её папа, это он дарил ей «музыку ветра» - диковинное сооружение из ниточек и трубочек, звенящее от любого прикосновения. Это же он обещал, что придёт всегда, когда услышит эту музыку ветра. И теперь какая-то другая маленькая девчонка называет его своим папой? Такого просто не может быть! Разумеется, подросток ищет, кого в этом обвинить: маму – «ты всегда его пилила», отца – предатель, весь окружающий мир – не понимают её горя.

А ведь это действительно горе – и его надо пережить. И принять. И надо попытаться понять взрослых. Всё это героиня осознаёт только тогда, когда сталкивается с ещё бОльшим, чем её собственное, горем: у друга, в которого она влюблена, умерла мама, а сестрёнка перестала разговаривать; у девчонки, с которой познакомилась в парке, пьющая мать, да настолько, что 12-летний ребёнок предпочитает жить в конюшне; конь, ради спасения которого она ворует деньги у матери, вот-вот отправится на живодёрню… Во всех этих перипетиях проявляется и мужество, и мудрость взрослеющей девушки.

Художник, режиссёр и видеоинженер почти полтора года работали над визуализацией спектакля. Фото: Лицейский театр/ Анна Шестакова

Увидеть себя

…Вся эта история проходит за час с небольшим. И так задевает за живое – буквально выворачивает душу наизнанку. Потому что это про тебя.

Кстати, первой это прочувствовала режиссёр Полина Кардымон. Она честно признаётся, что не любит моноспектакли - тем интересней ей было работать с Надеждой. А потом она прониклась и поняла – это и про неё тоже.

«Это спектакль для подростков, которые сейчас переживают примерно те же проблемы, что и у героини. Но если бы я была родителем, мне было бы интересней смотреть, потому что драматург, который переписал текст, вставил туда так много разных шуток и каких-то поворотов, сюжетных и интеллектуальных, что я слушаю текст и обожаю его, - говорит режиссёр. -  Ведь со мной говорят на моём языке, а значит, это про меня».

Героиня - 14-летняя дквочка - переживает на сцене все этапы взросления. Фото: Лицейский театр/ Анна Шестакова

Но, наверное, надо пережить всё это, чтобы понять. Спектакль ставился на подростково-молодёжную аудиторию, но на премьере бОльшую реакцию он вызвал у взрослых: эта история запала им в душу, они нашли в своём прошлом какие-то ассоциации.

Наверное, на каждом показе будет и молодёжь, которая, быть может, не покажет этого внешне, но в душе согласится с героиней Надежды и дома обнимет маму и папу. И это будет самым главным эффектом от этой постановки.  

Надежда Костюк готова ещё не раз выйти на сцену с этой исповедью. Фото: Лицейский театр/ Анна Шестакова
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах