Сюжет «Верёвки» больше известен зрителям по фильму Хичкока, чем по одноимённой пьесе Патрика Гамильтона. История о том, как двое молодых людей убили третьего и устроили по этому поводу дьявольскую вечеринку – этакое «Преступление и наказание»-лайт в других социальных реалиях.
Дьявольская вечеринка
Отчасти сюжет пьесы на самом деле напоминает «Преступление и наказание» Достоевского, поскольку в основу убийства молодые люди закладывают мысль о сверхчеловеке. Идею о том, что на убийство способны лишь избранные, молодым людям подал их школьный учитель Руперт (Сергей Дряхлов). Правда, покаяния в этой истории нет – они бросают вызов самим себе, устраивая из убийства дьявольскую вечеринку. Тело убиенного друга Дэвида кладётся в сундук, который становится импровизированным столом, за которым сидят его родители, друзья, невеста и тот самый учитель – приверженец идей о сверхчеловеке. Весь спектакль – это некая словесная дуэль, составленная из иронии и цинизма, в ходе которой один из убийц Брендон (Алексей Гнеушев) отчаянно намекает своему учителю о том, что они всё-таки решились на тот шаг, о котором он мог только говорить.
Владимир Золотарь |
«Вся эта история довольно серьёзная, - говорит Владимир Золотарь, режиссёр-постановщик спектакля и художественный руководитель омского ТЮЗа. - Для меня здесь есть важный смысловой акцент – катастрофа, которую переживает учитель, раскрывший убийство. Он понимает, что преступление - косвенно его рук дело, поскольку именно его идеи герои положили в основу своего деяния. «Верёвка» - это такое «Преступление и наказание»-лайт, и в то же время анти-«Преступление и наказание», поскольку у Достоевского мощнейшую роль играет раскаяние, а не фактическое детективное раскрытие преступления. Здесь, если покаяние и присутствует, то только у учителя. У Достоевского большую роль играет диаметрально противоположный гамильтоновскому социальный круг: Раскольников, при всём испытании на крепость идеи сверхчеловека, из тех же самых униженных и оскорблённых. У Гамильтона – балованный элитный класс, у которых нет иных проблем, как утверждение этих идей. Это раскольниковский эксперимент в другой среде и других обстоятельствах. Идеи, которые выдвигал один человек, совершили в реальности другие. Все эти темы и смыслы у Гамильтона упакованы в игровую форму и этот спектакль – наш реверанс в сторону жанрового кино. Хичкоку бы понравилось!»
Интересно и то, что от реальной истории, которая произошла в Чикаго, в спектакле мало что осталось.
«В реальности молодые люди убили несовершеннолетнего, насколько я помню, они его ещё и изнасиловали, и сами были, простите, «голубые», - говорит Владимир Золотарь. - Плюс денежный мотив имел место быть. Есть такие истории из газет, которые часто берутся за основу пьесы. Здесь именно такой случай: за основу Гамильтон взял цинизм двух молодых людей, убивших третьего и устроивших из этого шоу. В пьесе у Гамильтона сексуальная ориентация оставлена, у Хичкока эта тема вымарана. Мы тоже это убираем, нам это не надо, к тому же это ничего не меняет, а только замутняет историю».
Довели до крайности
Такую «киношную» пьесу перенести на театральную сцену довольно затруднительно, поскольку действие происходит в одной квартире. На экране у камеры есть возможность следовать за главными героями из одной комнаты в другую, а те персонажи, которые в определённый момент не нужны, в кадр просто не попадают. С театром ситуация иная. Сценическое пространство стало некой «консервной банкой», в которой заперты все персонажи, поэтому диалоги актёров важно было правильно акцентировать. Чтобы не нарушать камерности повествования спектакль поставили на малой сцене. Таким образом, зрители могут практически потрогать «убийц» руками. Владимир Золотарь отмечает, что вся эта идея интеллектуального превосходства доведена до крайности:
«Вся идеология их учителя сводится к тому, что есть интеллектуальная элита, которая имеет право убивать, но убийство должно быть некого рода искусством. Но чтобы все друг друга не поубивали, это должно быть очень лимитировано, вот они и придумали себе «день удушения» чисто из интеллигентской эстетской теории. Это должно было утвердить их в том, что они те самые сверхлюди. И важен был не сам факт убийства, а последующая вечеринка. Убийцы, в общем-то, обаятельные и во многом талантливые люди, но они презирают окружающий мир до такой степени, что убить человека для них вообще не проблема».
Интересно и то, что спектакль, идущий сейчас с возрастным ограничением 18+, в дальнейшем может быть показан аудитории младшего возраста. В декабре на «Сеансе одновременных читок» в ТЮЗе, где была представлена и «Верёвка», присутствовали омские педагоги, которые высказались за то, что подходящий возрастной ценз 12+ и что они с удовольствием отведут на него школьников. Поэтому не исключено, что отдельные целевые показы пройдут и для детей средних и старших классов.