Сегодня, 20 января, исполняется 90 лет со дня рождения одного из величайших режиссеров мирового кинематографа Федерико Феллини.
Итальянский кинорежиссер, сценарист Федерико Феллини (Federico Fellini) родился 20 января 1920 года в Римини (Италия) в семье коммивояжера. Свои силы в кино он попробовал уже в 1939 году, начав писать гэги для ряда комедийных фильмов.
Осенью 1943 года Феллини женился на Джульетте Мазине, исполнительнице роли Паллины на радио в написанных им скетчах, брак с которой знаменовал их полувековое творческое сотрудничество.
Знакомство в 1945 году с Роберто Росселини, «отцом неореализма» значительно повлияло на мировоззрение и будущее творчество Феллини, который на протяжении первых послевоенных лет выступал соавтором сценариев фильмов Росселини, а также сотрудничал как драматург с другими режиссерами-неореалистами.
Совместно с Альберто Латтуадой он поставил свой первый фильм «Огни варьете» (Luci Del Varietа, 1950), а следом по сценарию Микеланджело Антониони комедию «Белый шейх» (Lo Sceicco Bianco, 1952).
Одновременно с новеллой «Брачное агентство» (Un Agenzia Matrimoniale) для альманаха «Любовь в городе» (Amore In Cittа, 1953) Феллини снял фильм «Маменькины сынки» (I Vitelloni, 1953), групповой портрет нового поколения молодых провинциалов.
Фильм «Дорога» (La Strada, 1954) принес Феллини и исполнительнице главной роли Джульетте Мазине мировую известность и приз «Оскар», но в Италии картина подверглась достаточно резкой критике за окончательный разрыв с канонами неореализма. Однако в развитии киноискусства фильм «Дорога» сыграл существенную роль, показав возможность притчевого построения общепонятного фильма.
В 1959 году вышел фильм «Сладкая жизнь» (La Dolce Vita) – рассказ о молодом человеке из провинции, который осознает всю порочность и пустоту жизни в большом городе, но не может противиться его соблазну. Во всем мире фильм был встречен как горькая и едкая сатира на пошатнувшиеся европейские ценности; он также стал поворотным моментом в творчестве Феллини.
Авторский шедевр – «Восемь с половиной» (Otto E Mezzo, 1963), с явными автобиографическими аллюзиями в образе режиссера в исполнении Мастроянни, решительно обновил киноязык и повлиял на несколько поколений кинематографистов мира. Фильм получил главный приз на Московском кинофестивале.
В течение четырех десятилетий, с 1954 года и до своей смерти (31 октября 1993 года), Федерико Феллини был признанным представителем европейского кино в мировой киноиндустрии. Он завоевал четыре «Оскара» в категории «Лучший иностранный фильм», а в 1993 году был удостоен Специальной премии Американской академии киноискусств за вклад в искусство кино.
По материалам РИА Новости