Омск, 25 июня – АиФ-Омск. Спектакль о войне без… войны. Без пулемётных выстрелов, без отчаянья и страданий, без эмоций на разрыв аорты. Воспоминания о войне хоть и грустные, но спокойные. Именно в таком ключе музыкальный театр подготовил премьеру ко Дню памяти и скорби.
Вокально-хореографическая фантазия на пронзительную музыку симфонической поэмы композитора Валерия Гаврилина «Военные письма» – это дань памяти самому страшному дню в истории нашей страны – 22 июня. Это день, когда необходимо задуматься о том, насколько призрачным было будущее Страны Советов 72 года назад.
Судьбы женщин
«Военные письма» – это вокальный цикл, из которого у режиссёра, актёра и хореографа из Санкт-Петербурга Гали Абайдулова родилась идея полноценного спектакля. До этого симфоническую поэму исполняли в нашей стране исключительно в концертном варианте, и музыкальный театр стал первопроходцем в деле трансформации симфонической поэмы в сценическое произведение. В основе сюжета спектакля – драма о женщине, чей возлюбленный погиб во время войны, но она продолжает его ждать, живёт воспоминаниями о своей любви. И таких женщин по всей страны – тысячи, сотни тысяч…
– Мне очень хотелось сделать из этого вокального цикла спектакль, посвящённый войне, – объясняет Гали Абайдулов. – Но из всей войны здесь у Гаврилина только звук падающей бомбы. Ни стрельбы, ни атак, ни лязга «гусениц»… Зато есть отношение к войне, что мы и пытались воплотить в спектакле. Гаврилин использовал в этом цикле все вокальные жанры, которые существовали в России в конце 40-х годов прошлого века: деревенский и городской романсы, солдатскую балладу, частушки. Всё это выходит на потрясающий уровень обобщения о нашей стране, рождает много ассоциаций. Музыка очень точная, лаконичная, без излишеств. Все фрагменты действия воедино связал балет.
Без фальши
Ключевое слово всех спектаклей о войне – искренность. Фальшь в этой теме зритель чувствует сразу. Искренность во всём – в танце, исполнении вокальных партий, декорациях. Что касается последнего пункта, то главный художник театра Сергей Новиков нашёл очень верное сценическое решение: в центре сцены – вагон. В нём открываются и закрываются двери, в нём мужчин увозят на войну и привозят домой.
– Здесь не нужны какие-то особые декорации или эффекты в виде дыма паровоза, – отмечает Сергей Новиков. – Здесь время остановилось, здесь время создают сами артисты.
Интересно и то, что имён исполнителей здесь нет, весь спектакль сам по себе очень символичный и состоит из образов. Здесь есть мужской голос и женский. Есть воспоминания, размышления, переживания. Всё очень личностно, но, вместе с тем, понятно каждому.
– Этот спектакль мне очень дорог, как и все военные спектакли, – рассказывает Александр Хмыров, исполнитель мужской вокальной партии. – У каждого человека есть генетическая память о родственниках, погибших на войне, о тех, кто жил и восстанавливал нашу страну. И каждый несёт своё отношение к этой теме, проецирует память об отцах и дедах. Но через эту светлую грусть мы должны передать ужас и страх того дня, когда началась война. Мне важно было прочувствовать это и передать зрителю.
Валентина Шершнёва, исполнительница женской вокальной партии, со своим коллегой согласна:
– Хочется, чтобы люди могли сопереживать героям спектакля. Меня привлекает Гаврилин как самый настоящий русский композитор, у его музыки – русская душа. Может быть, мне это близко потому, что я сама выросла в глухой деревне, и все интонации и акценты мне понятны.