220

Валерий Алексеев: «К зрителю нельзя идти с протянутой рукой»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ в Омске 17/04/2013
Фото предоставлено омским драматическим театром

Омск. 23 апреля – АиФ-Омск. Наверное, сложно найти в Омске человека, который ни разу  не слышал бы или не видел Валерия АЛЕКСЕЕВА, который уже 40 лет выходит на сцену драматического театра. А совсем недавно Валерий Иванович отметил 65-летний юбилей. Однако он уверен, что в театре у актёров возраста не существует. О жизни на сцене и о том, как культура может спасти душу, - в интервью «АиФ в Омске».

Жизнь по минутам

- Валерий Иванович, Вы сами себя на какой возраст ощущаете?

- Когда в хорошем настроении, то на 48-50. Молодым себя чувствуешь, когда в жизни есть радость, работа с интересными людьми. Когда вокруг всё складывается не очень хорошо, я догоняю свой возраст. Имеет ли значения для меня цифры? Не знаю. Я вообще удивляюсь тому, что мне столько лет. Когда начинаешь задумываться об этом, становится страшно, а потом забываешь. Я как-то летним утром отправился на репетицию в театр. Время до работы у меня точно рассчитано, я вообще по минутам живу, а тут в городе марафон. Понял, что вовремя до театра не доберусь, и побежал. И какая-то девушка спрашивает меня «Вы что, бежите? А сколько вам лет?». Я отвечаю: «50. Нет, 55. Точнее 60. Нет, больше!». Я забыл, понимаете? В театре вообще нет возраста. Когда в какой-то роли мне нужно быть физически по летам моложе, то рождается энергия, запал. Однако старика играть тоже непросто.

- В последнем премьерном спектакле драмы «Смерть не велосипед, чтобы у тебя её украли» по пьесе Срблянович, Вы 80-летнего немощного мужчину сыграли очень убедительно… Темы болезни и смерти близких людей на театральной сцене поднимать вообще нужно?

- Тело иногда пластически и ритмически живёт отдельно от тех чувств, которые ты переживаешь. Однажды я сыграл 80-летнего старика, когда мне ещё не исполнилось и 40 лет. Сейчас снова к нему вернулся. Последняя роль меня греет. Думаю, эта история не может оставить равнодушным ни одного человека в зрительном зале. Подобная ситуация, когда пожилые родители болеют, бывала в каждой семье. В спектакле затронуты многие острые нелицеприятные вещи, которые нужно показывать, потому что театры иногда начинают превращаться в развлекательный центр.

- Может, театры стали развлекательными центрами потому, что идут на поводу у зрителей?

- Людей отучили думать. Я уверен, что зритель скоро устанет от комедий, как в своё время устал от чернухи. Помните, когда открыли шлюзы и со всех театров полилась чернуха - пошлость, раздевание… А потом всё это надоело, захотелось чего-то человеческого, глотка свежего воздуха. Люди часто говорят, что устали от жизни, но она протекает так быстро, что в последние минуты ты и не успеешь подумать о том, как  её прожил. Искусство ведёт к тому, чтобы немножко задуматься о душе, оглянуться по сторонам в этом потоке. В репертуарном театре должны быть и развлекательные спектакли, но без пошлости. Я часто вижу, что многое в театре делается на потребу зрителю: ну посмейтесь, ну поаплодируйте. А зритель, между прочим, уважает, когда к нему не идут с протянутой рукой, а общаются с ним на равных. Я раньше думал, что молодёжь у нас другая, всё-таки старшее поколение больше воспитано на театре. Но сейчас к нам на спектакли приходят молодые люди, которые тоже могут тонко чувствовать. Не всегда объяснят, какие ощущения вызывает у них театр, но самое главное, чтобы человек попал в этот чувственный ряд, а уж потом он сообразит, что его тронуло. 

- В Омск часто привозят антрепризы с известными медийными лицами, на которые люди скупают все билеты за любые деньги, хотя антрепризы настоящим искусством назвать сложно.

- Может быть, среди таких спектаклей и есть хорошие вещи, но очень часто антрепризы слеплены наспех. Берут какую-нибудь «звезду» и ещё пару человек и отправляют на гастроли. Хорошо ещё, если эта «звезда» - хороший актёр, который работал в профессиональном театре и умеет своей энергетикой брать зрительный зал. Но чаще всего киноартисты этим качеством не обладают. Зрителю бывает не важно, что он видел, главное, что он попал на спектакль со «звездой».

«Люблю Сибирь»

- Чего сегодня не хватает провинциальным театрам?

- Внимания критиков, должного отношения со стороны властей, денег… В советское время мы могли позволить себе выехать на гастроли на два месяца. Сейчас, чтобы уехать на неделю, нужны миллионы. Хотя в провинции есть театры, которым могут позавидовать некоторые столичные. В провинции актёры не бегают по киносъёмкам, у нас есть время, чтобы вырастить роль.

- Кстати, большинство столичных актёров родом из провинции.

- Это действительно так. И меня иногда обижает, когда говорят, что дальше Садового кольца искусства нет. Но вы посмотрите, кто откуда в столицу приехал, и сразу всё будет понятно. Я горжусь тем, что я из провинции, люблю Сибирь, люблю людей, которые здесь живут.

Живая энергия

- В той же Москве цена на билеты в театры сумасшедшая - по 10-15 тысяч рублей… А у нас в Омске иногда билет в кино стоит дороже, чем в театр...

- Никакой фильм никогда не заменит живой энергии актёра. Что касается стоимости билетов, то в расчёт идёт цена костюмов, аппаратуры, декораций… Ну нельзя сейчас работать на две копейки. Точнее, артист может коврик расстелить и на нём сыграть спектакль. Но дело в том, что на сегодняшний день оформление зачастую решает многое, бедный спектакль видно сразу. Конечно, важнее, чтобы была в театрах русская психологическая школа. Чтобы душа у артиста на сцене вибрировала, чтобы публика была потрясена. Нет потрясения - спектакль погиб.

- Чего Вы не приемлите на театральной сцене?

- Много чего. Ненавижу тех режиссёров, которые считают актёров бездарями и всячески стараются показать собственную гениальность. Не люблю артистов, которые работают по принципу «я в центре, я звезда». Успех любой ценой может привести к краху театра.

- Валерий Иванович, это только в России актёры после того, как перестают выходить на сцену, оказываются всеми забытыми?

- Когда у меня был очередной приступ ухода из театра, я спросил у актёров в Америке, могут ли они себе позволить бросить сцену и жить для себя? Они могут. У нас в стране всё наоборот. За звания народных и заслуженных артистов пенсию, увы, не повышают.

Досье

Валерий Алексеев, актёр омской драмы. В 1967 году окончил Иркутское государственное театральное училище. В омском драмтеатре работает с 1973 года. В июле 2012 года имя народного артиста России Валерия Алексеева занесено в Книгу почёта деятелей культуры города Омска.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах