Примерное время чтения: 5 минут
1112

Сплошная борода! Лицейский театр поставил апокалиптический спектакль

АиФ в Омске № 10 (717) 05/03/2014
Сцена из спектакля Лицейского театра «Ощущение бороды».
Сцена из спектакля Лицейского театра «Ощущение бороды». Пресс-служба Лицейского театра

Чудовища, мёртвые князья, русский бунт… Чего только не встретишь в современной драматургии! На первый взгляд – триллер, на второй – «полная борода», по признанию режиссёра новой постановки Евгения Бабаша. В этом фантазийном миксе из абсурда и сюрреализма, присмотревшись внимательнее, можно разглядеть историю русской глубинки XXI века.

В сюрреалистической пьесе Ксении Драгунской «Ощущение бороды» переплетено с добрый десяток тем и образов. Что примечательно – здесь нет чёткого посыла на тему того, о чём эта пьеса и для кого она, в конечном счёте, предназначена. Ощущение бороды (даже если вы женского пола – попытайтесь представить!), у каждого своё. Не правда ли?

«45+»

В театральном мире по этой пьесе Драгунской можно найти только один спектакль 12-летней давности. Пьеса и правда довольно сложная в смысловом плане. Плюс к этому современная драматургия редко выходит за рамки молодёжных лабораторий и отвоёвывает себе место в репертуарном театре. Даже сама автор удивилась решению «лицеистов» взяться за «бороду». В центре сюжета – история молодого литератора Марины, приехавшей в деревню из Москвы изучать особенности русской глубинки. Тихая сельская жизнь на деле оказалась водоворотом из людских характеров и мистических событий, от души приправленная народным духом. И неудивительно, что в конце всё заканчивается не менее народным бунтом. Особо дотошный зритель может попытаться найти в этом политический подтекст, которого, по сути, здесь нет. Зато есть тема крайностей, одиночества, любви, безысходности, движения жизни и болезненное ощущение времени. Именно ощущения и эмоции в этом спектакле – его главные составляющие.

Сцена из спектакля Лицейского театра «Ощущение бороды». Фото: Пресс-служба Лицейского театра

– Это русская по духу пьеса, – объясняет Евгений Бабаш. – Только русские люди умеют жить так, как никто жить не умеет. Веселиться – так до упаду, бунтовать – так бунтовать. У нас всё вперемешку: и кровь, и слёзы, и любовь. Вот та загадка русской души, о которой писали все классики. Мы не хорошие и не плохие, ни злые и не добрые. Нас сложно загнать в какие-то рамки. «Ощущение бороды» – это спектакль про любовь к жизни, просто жизнь бывает в разных проявлениях. В пьесе я увидел целый цикл жизни, от начала и до конца, который в один момент «обнулился». Такой русский бунт: снести всё, чтобы начать заново. Но пьесу все считывают по-разному – одни выходят со спектакля в слезах, так как почувствовали дикое одиночество. Другим кажется, что это триллер, третьим, что это спектакль «45+», четвёртые вообще не понимают современную драматургию… Это спектакль для зрителя, который хочет открыть для себя что-то новое, а не просто развлечься.

Сцена из спектакля Лицейского театра «Ощущение бороды». Фото: Пресс-служба Лицейского театра

Такой многослойный спектакль – самая настоящая театральная борода, в которой, словно волоски, переплелись множество значений и мотивов. «Славянская борода, русская», – отмечает Евгений Бабаш.

«Мурашечный» спектакль

Реквизит для спектакля собирался, в прямом смысле, с миру по нитки. Старые вещи приносили в театр неравнодушные зрители, прялка – собственность костюмера, а деревянную лестницу режиссёр и вовсе попросил на… стройплощадке. Крайний минимализм спектакля, что называется, на руку. Он не отвлекает от повествования, но создаёт ту самую атмосферу русской деревни. Всевозможные чугунки и ухваты – самые что ни на есть деревенские, из ныне не существующей деревни Дмитровка Омской области. Деревни нет на карте уже лет 30, а вещи оттуда остались. Несложно догадаться, какую энергетику они передают спектаклю.

Сцена из спектакля Лицейского театра «Ощущение бороды». Фото: Пресс-служба Лицейского театра

Из вещей, которые были сделаны специально для премьеры, можно выделить разве что икону, нарисованную Мариной Шиповой, художником театра. Икону перед премьерой даже освятили в храме.

Сцена из спектакля Лицейского театра «Ощущение бороды». Фото: Пресс-служба Лицейского театра

Есть в спектакле и то, чего не встретишь в пьесе. На месте авторских ремарок Евгений Бабаш создал полноценные драматические сцены. Так, например, в камерном театре удалось «запустить» настоящий дождь. Пробирает до мурашек. Сам режиссёр иронично улыбается и говорит, что спектакль на самом деле получился из разряда «мурашечных».

Сцена из спектакля Лицейского театра «Ощущение бороды». Фото: Пресс-служба Лицейского театра
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах