Стресс-тест – именно так режиссёр спектакля Георгий Цхвирава решил назвать жанр нового спектакля, который представил в эти выходные на суд омской публики театр драмы.
«Метод Грёнхольма» – известная вещь испанского драматурга и сценариста Жорди Гальсерана, многие произведения которого переведены на другие языки и экранизированы. Однако именно «Метод…» принёс ему всемирную известность, и сегодня этот спектакль идёт на многих сценах Европы с огромным успехом. В нашей стране этот спектакль впервые был поставлен в знаменитейшем московском «Театре наций», а в Омске только драма решилась на столь рискованный эксперимент.
Рискованный потому, что спектакль, длящийся без антракта без малого два часа, совсем не содержит действия – в смысле физического действия четверых людей, находящихся на сцене. И в то же время это такой напряжённый в психологическом смысле спектакль, что просто непонятно, как всё это могут выдержать живые люди, актёры. Но они выдерживают, и делают это блестяще.
Одним из главных достоинств пьесы Гальсерана критики называют ее актуальность: автору удалось создать произведение, в котором философски и иронично отражена современная модель общества со всеми присущими ей болевыми точками. Суть пьесы проста и в сегодняшних условиях едва ли не обыденна: люди приходят на собеседование в транснациональную корпорацию – это некая «Декия», торгующая стройматериалами (в концепции омского режиссёра написание логотипа весьма сильно похоже на одну известную шведскую компанию – Ред.). Сразу выясняется, что перед этим уже прошло три собеседования, и это последний этап отбора, но проводиться он будет с четырьмя кандидатами одновременно. Мало того, это будут серьёзные психологические тесты, и от того, как отреагируют на те или иные предложенные обстоятельства кандидаты, зависит их будущая карьера в «Деки». Всем четверым придётся пережить «путешествие» в горящем самолёте с единственным парашютом (и каждый должен доказать, почему именно он достоин спасения), смерть матери одного из кандидатов и даже возможное ближайшее превращение из мужчины в женщину одного из четверых (и, соответственно, проверка на толерантность для остальных). Ну а в самом конце выяснится, что реальный кандидат из всей четверки – лишь один, а остальные – психологи «Деки», проводящие испытание по методу Грёнольма, главного специалиста отдела кадров этой компании. И претенденту придётся пережить ещё один шок и последнее, но самое важное испытание, когда ему скажут: «Всё, что здесь было, это этапы твоей биографии, мы вывернули тебя наизнанку, мы знаем о тебе даже больше, чем ты сам о себе…».
Пройдёт ли этот тест испытуемый? Это узнает каждый, посмотрев спектакль. Думается, он не будет часто идти на сцене – слишком много сил такая игра требует от замечательных актёров драмы: заслуженного артиста России Сергея Оленберга, Давида Бродского, Екатерины Потаповой и Владислава Пузырникова. Кстати, все они в процессе спектакля так разительно преображаются, что даже как-то с трудом узнаёшь тех, кого, казалось бы, давно знаешь и любишь. И нельзя выделить кого-то одного: все роли одинаково сложные и одинаково хорошо сыграны. Хотя, чтобы составить своё собственное мнение, лучше один раз увидеть.