В этом году отмечает юбилей журналист, театральный критик, заслуженный работник культуры Российской Федерации Лидия Трубицина.
Она - профессионал, который с равным успехом может выступать в самых разных ипостасях: обозреватель, интервьюер, исследователь, критик. Она - редактор, которому подвластны все жанры и объёмы.
Лидия Петровна - выпускница самого главного вуза страны - Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. С 1975 года живёт и работает в Омске. К юбилею в Омской государственной областной научной библиотеке им. А.С. Пушкина создана выставка «Встречи в антракте», отражающая грани её творчества.
О времени
Омск знает её как бессменного главного редактора журнала «Омск театральный», печататься в котором - честь для любого человека, пишущего о театре, актёрах, драматургах, режиссёрах. Но она и автор-составитель эпохальных альбомов и книг о культуре. Один их таких - «Формула времени. Культура и искусство Омской области на рубеже веков и тысячелетий» - удостоен диплома Всероссийских конкурсов «Лучшие книги издательства 2006 года». Она стала координатором издания собрания сочинений писателя Г. А. Вяткина, его называют основоположником сибирской литературы.
«Арлекин». «Новые имена», «I Всероссийский фестиваль «Панорама музыкальных театров», «Успенский кафедральный собор. Омская святыня», «Омская культура: время созидания» вышли под её присмотром и непосредственном участии. Увидела свет книга «Достоевский и Омск: диалог через века», и вновь признание, она стала «Лучшей книгой 2011 года».
В первые годы XXI века Лидия Петровна участвовала в подготовке уникального издания - 18-томного собрания сочинений Достоевского. Когда-то она рассказывала об этом нашему корреспонденту: «Каким для молодого человека, начинающего литератора, было то время - четыре года, проведённые в Омском каторжном остроге?
Как судьба писателя позже, в творчестве, сопрягалась с памятью о городе, о котором есть два диаметрально противоположных высказывания Фёдора Михайловича. Одно серьёзное, раздражённое - в письме к брату: «Омск - гадкий городишка». Другое описание города насквозь ироничное, «сахарное», сделанное лёгким росчерком пера человека, находившегося в прекрасном расположении духа, - во введении к «Запискам из Мёртвого дома»: «Климат превосходный; есть много замечательно богатых и хлебосольных купцов, много чрезвычайно достаточных инородцев. Барышни цветут розами и нравственны до последней крайности. Дичь летает по улицам и сама натыкается на охотника. Шампанского выпивается неестественно много. Икра удивительная. Урожай бывает в иных местах сам-пятнадцать… Вообще земля благословенная».
Любопытно, что в 2021 году вновь происходит возвращение к творчеству классика. Выходит в свет посвящение 200-летию писателя «Омское пространство Достоевского» - альбом, автором-составителем которого была Лидия Трубицина.
Ею же в соавторстве с журналистом Людмилой Першиной написан монументальный труд об истории театра в Омске с 1764 года и до нынешних дней.
Избранное, своё
Нынешний багаж и широкие, как модно сейчас говорить, компетенции, были приобретены на журналистском поприще. В разные годы трудилась корреспондентом омских газет, работала в департаменте культуры администрации г. Омска и министерстве культуры Омской области. Её публикации можно было прочесть в федеральных изданиях - газетах «Культура» и «Литературная газета», журналах «Москва», «Театральная жизнь», «Наследие народов Российской Федерации», «Страстной бульвар»; в региональных журналах «Омское наследие», «Литературный Омск», «Иртыш», «Омская муза», «Письма из театра».
Радостно было увидеть её собственную книгу, которую она назвала «Разговоры в антракте». В сборник вошли статьи, написанные ею в разное время. Потрясающее издание, от имён, что упомянуты, захватывает дух, некоторые описанные события будто расставляют всё на свои места, публикации дают невероятно широкий спектр культуры.
Спасибо любимой Пушкинке, что организовала выставку изданий и публикаций юбиляра. Она работает в информационно-библиографическом отделе библиотеки с 1 июля по 30 сентября.