Более 30 лет на сцене и одна запись в трудовой книжке. Похвастаться такой верности профессии и месту работы могут только самые преданные своему делу люди. В числе таковых – солист балета Омского музыкального театра, ведущий мастер сцены Сергей Флягин.
В беседе с корреспондентом «АиФ в Омске» юбиляр рассказал, что помогает не сгореть на работе, как, поймав луч славы, не зазвездиться, сидят ли артисты балета на диете и любому ли зрителю можно привить любовь к такому красивому, но сложному виду искусства.
Творческая сансара
Ирина Аксёнова, omsk.aif.ru: Сергей Валерьевич, как в вашей жизни появился балет? Сейчас, с высоты жизненного опыта, можете представить какой-то другой путь для себя?
Сергей Флягин: Всё началось с мамы. Она теоретик музыки, окончила Омское музыкальное училище им. Шебалина по классу фортепиано, была очень талантливой, артистичной, любила танцевать. Но родители в своё время не отдали её в хореографическое училище, спустя годы она воплотила свою мечту через меня. Поэтому у меня не было выбора, мне не предлагали пойти на хоккей или футбол, я с детства занимался хореографией. Несколько лет одновременно посещал музыкальную школу и эти занятия пригодились. Считаю, что для любого артиста музыкальный слух – это большой плюс.
Надо сказать, что я оправдал ожидания мамы, она гордилась моими успехами. Так сложилось, что, когда я отмечал творческий вечер, посвящённый 10-летию своей деятельности, мама очень сильно болела, но она поддерживала меня, помогала составлять списки гостей. Побывать на мероприятии она физически не могла, но смотрела его по видео. Через пять дней её не стало, но она на тот момент понимала, что я уже профессионально состоялся.
- Когда вы поняли, что классический танец – это не просто увлечение, а дело жизни?
- У меня никогда не было в этом сомнений, ни разу не возникало желания бросить занятия и заняться чем-то другим, возможно, потому что всегда была поддержка от мамы, к тому же, в училище нам не давали возможности отвлекаться от учёбы. Понятно, что нам, как и всем детям хотелось гулять, погонять мяч по двору, но нас развивали по-другому, мы посещали концертные программы, музеи, театры.
Осознавать, что всё это серьёзный труд и учиться по-настоящему танцевать я начал в театре. Здесь пришлось быстро вырасти, потому что я попал сразу во взрослый коллектив, вокруг были мастодонты, от которых я набирался опыта, они и научили профессионально танцевать, общаться в коллективе.
Путь к высокой славе
- Есть высказывание, что балет - это каторга в цветах. А как бы вы охарактеризовали этот вид искусства?
- Для успешной карьеры артистам балета нужны не только талант, физические данные, но и огромное желание работать над собой. Родители, отдающие ребёнка в балет, должны понимать, что его путь к звёздам будет лежать через большие тернии. Много примеров, когда люди не выдерживают, не идут до конца, потому что этот труд ломает морально очень сильно, ведь не зря называют это направление балетным адом. Но лично для меня это рай, потому что я люблю этим заниматься. Я считаю, что в своём деле прошёл и огонь, и воду, и медные трубы и при этом смог остаться самим собой.
К славе надо подниматься по ступенькам, но ни в коем случае с них не падать. Если ты дошёл до конца лестницы, доказал себе и окружающим, что ты ведущий мастер сцены, то оттуда уже никто тебя не столкнёт.
В профессии есть выбор, кто-то, окончив училище, готов 20 лет простоять на заднем плане в кордебалете и это их устраивает, кому-то этого мало. Я советую всем, кто занимается балетом, идти только вперёд.
- Вы помните своё первое выступление на большой сцене?
- В училищах проводятся отчётные спектакли, у нас это был «Щелкунчик». Мне досталась партия принца Щелкунчика. Так совпало, что и на большой сцене в Омском музыкальном театре дебютной для меня стал этот спектакль и та же самая роль.
- Для вас сцена – это…
- Вся моя жизнь.
- Кто главный проводник на вашем творческом пути?
- Моя супруга Елена. Судьба нас свела в одном из санаториев. Познакомились, понравились друг другу, начали общаться, постепенно всё переросло в семью. С 2003 года мы вместе. Она стала для меня музой, подхватила любовь к моей профессии и тоже начала жить творчеством.
Она отличный инициатор и организатор проектов, концертных программ, акций, которых мы проводим немало, её можно назвать бойцом невидимого фронта. В своё время Лена организовала благотворительный проект. Эта идея возникла, когда к нам обратилась мама юной омички Оли Гусарь, страдающей редким заболеванием, с просьбой провести концерт, вырученные деньги с которого пошли бы на лечение девочки. В семье Олю называли голубкой и свою акцию мы назвали «Лети, голубка!».
Мы провели несколько подобных мероприятий. Девочке сделали дорогостоящую операцию, но здоровье надо поддерживать постоянно. Поэтому продолжаем заниматься этим проектом, но не всегда собственными силами удаётся реализовать всё задуманное из-за нехватки финансов, нужна спонсорская помощь.
Не танцем единым
- Артисты балета рано завершают танцевальную карьеру, чем вы занимаетесь в свои 50?
- У меня в запасе огромный творческий потенциал, в том числе актёрский. Хочется показать себя в роли драматического артиста. Подобный опыт уже был, я работал в театре живописи у Николая Михалевского в спектакле «Замечательный этот Врубель», где исполнял не только хореографические сцены, но и пантомимические.
Основной акцент сейчас направлен на проекты, посвящённые моему 50-летнему юбилею, в планах одно из таких мероприятий провести уже в январе. А вообще до конца театрального сезона будут и концерты, и творческие встречи, и мастер-классы.
- Вы не только артист, но и наставник. Вам какая сторона профессии ближе?
- Очень сложно делать разделение. Я могу и люблю заниматься и тем, и другим. В планах у нас – открытие балетной школы, рассчитываем на грантовую поддержку.
- Видите ли вы продолжение себя в своих учениках?
- Недавно девочка, которая когда-то недолго занималась у меня написала – «вы наш любимый учитель». Такие слова, наверное, самое приятное, что может услышать педагог. Я понял, что в наставнической работе важно не то, как долго ты работаешь с учеником, а то, насколько сильно ты в него вкладываешься. Я передаю детям не только танцевальный опыт, но ещё и стараюсь научить тому, как правильно себя преподнести в танцевальном мире, как вести себя в жизни. Это тоже важно, потому что люди, связанные с творчеством, должны нести культуру в массы и быть примером для окружающих.
Многие считают, что к известным артистам сложно подойти, что они недосягаемы, где-то на Олимпе, но настоящий артист не сторонится своих почитателей. Я всегда говорю своим ученикам – не надевайте на себя корону, не возвышайтесь над другими, ведь мы работаем для зрителей и артисту важен духовный, энергетический взаимообмен с ними.
- Как вы считаете, чем можно заинтересовать зрителя, который ни разу не был на балете и ничего не понимает в этом виде сценического искусства? С чего начинается любовь к балету?
- Не все любят чистую классику. Не спорю она может показаться скучноватой, хотя именно она может привить любовь к балету. Многие, приходя на классический балет «Лебединое озеро», который у всех на устах, признаются, что засыпали и неудивительно, ведь, чтобы понять балет или оперу надо их увидеть и услышать. В первую очередь нужно обратить внимание на музыку, которая мысленно перенесёт во всё происходящее действо, вуаль откроется, и ты очутишься в прекрасном произведении. Вообще считается, что академическая музыка лечит, одухотворяет, избавляет от негатива.
Опера ещё сложнее балета, её надо слушать, понимать, поэтому, прежде чем отправиться в театр лучше прочитать произведение, чтобы хоть немного подготовить себя, для этого, как минимум можно ознакомиться с либретто из программки. Так же и в балете, приобрёл билет – подготовься, а дальше сориентируешься – твоё это или не твоё. Чтобы понять то же «Лебединое озеро» надо ходить на него несколько раз, тогда возможно это подействует и затронет как-то.
Нарциссизм в сторону
- Большую роль в вашей профессии играет внешность. Как удаётся поддерживать физическую форму, придерживаетесь каких-то диет?
- Никогда не соблюдал диеты и считаю, что мужчинам - артистам балета это не нужно, потому что они тратят очень много энергии, которую надо восполнять.
В своё время я равнялся на таких мастодонтов как Владимир Васильев, Михаил Барышников, Михаил Лавровский, Марис Лиепа, которые исполняли настоящий мужской танец.
Сегодня же, когда на сцену выходят артисты порой трудно различить их пол. Мне не нравится, когда в мужском танце присутствует нарциссизм, в первую очередь мужчина должен уделять внимание партнёрше.
Очень много современных трупп состоят из одних мужчин, они исполняют и мужские, и женские партии, это красиво, но опять же мужской танец как таковой теряется. Где герой-мужчина, который должен быть на сцене? Как хрупкий, худенький артист исполнит партию Спартака или Базиля.
Сила нужна физическая, но это тоже не главное, ведь не каждый атлет, культурист сможет правильно поднять партнёршу, это ведь не штанга, а живой человек, к которому нужно правильно подойти, красиво поднять без напряжения. Для этого существует специальная техника, конечно, от партнёрши тоже в этом плане многое зависит. Вот как раз артистка балета должна в какой-то степени соблюдать диету.
Одна из моих партнёрш - заслуженная артистка России Наталья Торопова, для выхода на сцену в «Лебедином озере», где играла Лебедя сидела на водной диете. И какое удовольствие было мне в танце чувствовать партнёршу, а не её вес!
Рост тоже имеет значение, понятно, что для невысокого артиста высокорослая балерина не подходит. К примеру, Анастасия Волочкова специально для себя подбирала партнёров, чтобы они смогли выполнять высокие поддержки, трюки, держа её на руках.