Примерное время чтения: 6 минут
207

Человек-оркестр. Реставратор Эрмитажа о своей работе и её подводных камнях

Павел Давыдов лично приехал из Петербурга в Омск, чтобы следить за состоянием произведений искусства.
Павел Давыдов лично приехал из Петербурга в Омск, чтобы следить за состоянием произведений искусства. / Дарья Матысяк / АиФ-Омск

Выставка «Консерваторы и бунтари. Французская живопись и скульптура XIX века» открылась в Омске в сентябре этого года. На неё из собрания Государственного Эрмитажа привезли работы знаковых художников-французов эпохи, которые наиболее полно дают представление об искусстве того времени.

Открытие подобной выставки — невероятно знаковое для города событие. Омичи смогли увидеть не только Ван Гога и Моне, но и менее известных, но тем не менее важных живописцев и скульпторов — Беранже, д’Орсе, Сислея и многих других.

В этом заслуга не только кураторов экспозиции, директоров музеев и местных министерств культуры, но и бойцов невидимого фронта — реставраторов. Они не только заботятся о внешнем виде произведений искусства, но и сопровождают их в разных городах, готовят горы документации и даже технические паспорта.

О том, как реставраторы совмещают разные виды деятельности, как готовятся выставки и почему они всегда приезжают на их открытия рассказал изданию omsk.aif.ru Павел Давыдов — художник-реставратор Государственного Эрмитажа, который привёз в Сибирь «Консерваторов и бунтарей».

Любимый художник Павла из тех, кого привезли в Омск, — Дега.
Любимый художник Павла из тех, кого привезли в Омск, — Дега. Фото: АиФ/ Дарья Матысяк

Как готовятся выставки и зачем на них реставратор

Павел Давыдов: Так как мы являемся вершиной пищевой цепи, мы в курсе всего заранее. Это, конечно, только кульминация, потому что работа начинается очень издалека. За несколько лет существует план выставок: мы знаем, что поедем в Омск, например, примерно за два года. И тогда мы уже знаем приблизительную концепцию, то, какие работы будут взяты. И тогда составляется список экспонатов, которые вызывают вопросы в их техническом состоянии, которые требуют нашего вмешательства по присмотру за ними.

Непосредственно подготовка к выставке начинается за несколько месяцев до неё. Работа реставратора здесь очень обширна: осмотр, работа с поверхностью, обеспыливание, работа с обратной стороной, с холстом, соотношение его с рамой. Мы должны полностью отвечать за произведение, их состояние и экспонирование.

Иногда бывает, что на длительные экспозиции в других городах тоже вызывается реставратор. Чаще всего это бывает тогда, когда выставки продлевают на срок дольше положенного: я иногда приезжал в музеи просто проверить состояние работ — особенно тех, кто стоят на контроле.

Не только реставрация

Каждая выставка требует тщательной подготовки каждого экспоната. Это не только технические работы, но и ситуативные реставрационные мероприятия, а также подготовка документов. Иногда документы весят по несколько килограммов, они печатаются в нескольких экземпляров. Для бюрократии существуют, конечно, специальные отделы, но тем не менее содержание каждой бумаги готовят сами реставраторы.

На каждую работу составляется досье с описанием изображения, техническими указаниями в письменном рукотворном виде, с его фотографией и данными о физическом состоянии. То есть к каждой картине или скульптуре готовится практически её настоящий тех паспорт. И это делают реставраторы. Часто по музеям путешествуют одни и те же экспонаты, но информация в этих паспортах обязательно обновляется перед новой выставкой.

Кроме непосредственно реставрационной работы и бумажной волокиты мы занимаемся и публичной деятельностью — лекциями, научной работой в музее. Но бюрократия значительно тратит рабочее время.

Не все рамы картин — изначальные и оригинальные, но их стараются подобрать так, чтобы сохранить аутентичность.
Не все рамы картин — изначальные и оригинальные, но их стараются подобрать так, чтобы сохранить аутентичность. Фото: АиФ/ Дарья Матысяк

Человек-оркестр

На каждое открытие выставки реставратор обязательно выезжает. Единственная возможная причина неявки — смерть.

А выставки очень часто бывают сборными, на них представлены не только картины, но и скульптуры из разных материалов: бронзы, мрамора, камня и т.д. По идее, их курируют разные реставраторы. У нас много специализаций, часто мы не пересекаемся и занимаемся параллельной работой.

 Но в случаях с выставками и во многих других реставратор, например, живописи выступает как реставратор прикладного искусства. Проверяет техническое состояние, оказывает какие-то экстренные меры на месте. А трудности часто возникают из-за перевозки — некоторые экспонаты просто очень старые и их тяжело перемещать.

Ценна не только картина

Реставрации, даже комплексной, подвергаются не только сами картины, но и рамы. А они очень сложны в восстановлении — материал многоуровневый, состоит из множества частей: левкасы, связи левкасы из слоёв, подкладки, позолочения, дерева. И это всё это старо и ветхо, а восстановить нужно так, чтобы всё держалось. Это не всегда возможно, поэтому их иногда приходится менять.

Для этого существует фонд рам. В целом очень редко у произведений искусства она сохраняется оригинальная — особенно после всех исторических событий, что они переживают. И новую раму подобрать даже при большом их количестве очень сложно — все картины отличаются размерами и характеристиками, поэтому иногда приходится выбирать новоделы (конечно, очень качественные и дорогие). Но по возможности к экспонатам подбирается рама из фонда, соответствующая их историческому периоду и искусствоведческим характеристикам.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах