Экспериментальный проект Beethoven #9 Remix удивил концепцией и составом участников. Как связаны Бетховен и Прокофьев? И почему этот проект уникален?
Авангардный подход
Проект Beethoven #9 Remix проходит в рамках программы министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны». Впервые она исполнялась во Франции, затем в Испании, в сентябре этого года произведение было сыграно в Германии на фестивале, посвященном творчеству Бетховена. В России проект представляют впервые. На сцене Омской филармонии неизменная классика сливается с современными мотивами, как переплетаются во сне мечта и реальность.
Омский академический симфонический оркестр «соединяет» время и пространство. В первом отделении звучит аутентичная симфония, написанная Людвигом ван Бетховеном в 1824 году, в исполнении Магнитогорской государственной академической капеллы им. С.Г. Эйдинова. Во втором – электронные голоса, ремикс и новаторство композитора и диджея Габриэля Прокофьева.
Сам автор объясняет концепцию так: «Я взял ту же самую структуру, что у Бетховена, но пересочинил ее, выполнив каждый из разделов в определенном музыкальном стиле. Есть один, где она начала звучать «по-стравински», другой раздел по стилю похож на музыкальный импрессионизм, есть авангардный кусок, есть кусок, где веет Джеймсом Брауном, но важно понимать, что я ничего не придумал: каждая нота взята из партитуры Девятой Бетховена».
Вспоминая знакомство с Габриэлем, директор Омской филармонии Ирина Лапшина рассказывает: «Габриэль необычайно глубокий музыкант: пробует себя в разных жанрах и стилях, экспериментирует и становится во многом новатором, как и Сергей Прокофьев в своё время – здесь дедушкины гены очень благотворно проявились».
«Возможно, мой дедушка одобрил бы такое звучание Девятой симфонии, но у него было очень критическое восприятие, поэтому не могу быть уверенным», - рассуждает Габриэль.
Нужен профессионализм
Девятая симфония Бетховена редко звучит со сцены, она необычна по масштабу: длится чуть больше часа в сравнении с привычными 30-40 минутами. Для её исполнения требуется большой состав участников, и не каждый коллектив может это воплотить.
Художественный руководитель и главный дирижёр Омского академического симфонического оркестра Дмитрий Васильев признаётся: «Я дирижирую уже 20 лет, но Девятую симфонию исполняю впервые – никогда не брался. До этой музыки нужно дорасти, не уверен даже, что уже дорос». (Улыбается).
Однако те, кто сталкивается с проектом вживую, уверены: дорос не только дирижёр, но и весь коллектив.
Десятки музыкантов сосредоточенно следят за взмахами дирижёрской палочки, серьёзные и завороженные. Очарованы и слушатели. Всё переплетается: голоса, мелодия из сказочного мультфильма и саундтрек к эпичному триллеру, контрабас, скрипка, колокольный звон, хлопки, барабан и диджейский пульт.
«Масштабный замысел требует масштабной формы» - это про симфонию Бетховена и про её современную интерпретацию.
Программу в Омске представили всего один раз – 21 ноября, но директор филармонии уверяет, что подобные мероприятия непременно будут проводиться.
Будем ждать, ведь такая классика не оставит равнодушным никого.