Однако минимизировать своё разочарование и снизить стоимость понравившегося экземпляра на 10-15 тысяч рублей вполне реально.
Цвет и толщина
Во-первых, приглядитесь к кузову - нет ли на нём явных дефектов. Во-вторых, осмотрите пороги и двери на предмет ржавчины. В-третьих, оцените качество окраски. Машина должна быть равномерно окрашена. Посмотрите на неё со всех сторон. Сравните интенсивность и оттенок краски на лючке бензобака с остальной машиной. Откройте капот, двери. Убедитесь, что цвет внутренних поверхностей совпадает с цветом наружных. Кстати, когда осматриваете двери иномарок (это касается и дверей багажника, если тип кузова хэтчбэк), не поленитесь нагнуться и заглянуть под… ручки. Очень часто там образовываются едва заметные наплывы, а иногда и вовсе оказывается, что белая машина раньше была кремовой, а бирюзовая - зелёной. Но ваше главное оружие находится под уплотнительной резинкой лобового стекла. Нужно лишь немного её отогнуть. На заводе авто сначала красят, а потом вставляют стёкла. В «домашних» условиях, как правило, стекло просто затягивают плёнкой и спокойно красят.
Если хозяин утверждает, что всё «родное», возьмите магнитик с домашнего холодильника и прикрепите его к тем местам машины, которые вызывают у вас вопросы. К слабым местам относятся торцы дверей, изгибы крыльев, арки. Если под краской скрывается толща шпаклёвки или всё изъедено коррозией, магнитик «не дотянется» до железа и упадёт.
Ещё один момент - колёса. Если на них установлено литьё, то свинчивать его, пожалуй, не стоит. Если пластиковые колпаки - попросите их снять. Убедитесь, что диски одинаковые, ровные, без вмятин (колесные диски Dotz, например). Резина - отдельная история. Если вы обнаружили следы того, что протектор стёрт неравномерно, - значит машина «ест» резину. Это может быть следствием нарушения геометрии кузова или проблем с подвеской.
После колёс посмотрите на двери. Они должны нормально закрываться. Размер технологических зазоров должен быть одинаковым или хотя бы не различаться так, чтобы это бросалось в глаза. Проверьте, как «ходят» петли. Не стесняйтесь хлопнуть дверцей. Без фанатизма, конечно, но вам должно быть понятно, какие усилия прилагает владелец, чтобы закрыть авто.
Особое внимание уделите салону. Состояние пластика, световых приборов, ремней безопасности, уплотнительных резинок, накладок на педалях имеет немалое значение. Садясь в кресло, проверьте, насколько хорошо оно регулируется. «Покачайтесь». При этом и спинка, и сиденье должны оставаться на месте, а не ходить ходуном.
Обратите внимание на поверхности. У хорошего хозяина машина будет чистой и снаружи, и внутри. Именно чистой, а не вычищенной. Следы химчистки особенно хорошо видны на велюре: он становится блёклым, кое-где появляются катышки или образовываются проплешины. Хотя куда непригляднее грязный потолок и прожжённые-продавленные сиденья. Если вы наткнулись на такую картину, будьте уверены, что всё остальное владельца этого авто тоже не волнует или, что ещё хуже, машина работала на «таксе».
Не кашляй
Подозрительная чистота под капотом выдаёт тщательную предпродажную подготовку. В принципе вполне достаточно и того, что мотор и прочие агрегаты не будут заляпаны масляными разводами. Насторожить должны новые провода и «свеженькие» свечи. Конечно, есть очень заботливые хозяева, которые просто делают всё вовремя, но когда человек продаёт машину, лишних денег, как правило, в неё не вкладывает. Если, на ваш взгляд, всё нормально, заведите автомобиль «на холодную». Даже в такой лютый мороз, как этой зимой, машина, простояв на улице два-три часа, должна спокойно завестись и быстро сбросить обороты. Завели - глушить не торопитесь. Бывает, что стрелка тахометра уже пошла вниз, а потом снова резко поднимается. Машина будто «газует» сама себе. Это знак недобрый, и без руки мастера здесь не обойтись.
Пока машина греется, обратите внимание на цвет выхлопных газов. Если бензиновый двигатель изрыгает чёрные или сизые клубы дыма - отправляйтесь домой или просите хорошую скидку.
На сладкое
Не забудьте проверить, каково сидеть в салоне, когда за окнами -20°С. Если вы покупаете отечественный автомобиль, этот пункт можете не читать - не отморозить уши реально только в «Волге». Если перед вами «иностранка», то попросите хозяина сесть за руль и покатать вас. Знаете, что он сделает в первую очередь? Выставит тот режим работы печки, который оптимально подходит данному автомобилю. Присмотритесь, не прихватывает ли через две минуты лобовое стекло. Прислушайтесь - готовы ли вы целый день ездить под завывания системы обогрева, настроенного на +30°С и больше? Если вас всё устраивает - можете ударить по рукам. Хотя не забудьте «прогуляться» вместе с продавцом до ближайшей СТО.
Кстати
Осмотр автомобиля на предмет дефектов «ходовки» в условиях станции техобслуживания стоит от 300 до 1 000 рублей. Не такая уж большая цена за спокойствие на дороге.