Находясь в самом сердце Евразии на стыке этносов и религий, Омская область, являющаяся регионом 120 национальностей, не стала ареной для межнациональных конфликтов.
Громкие процессы над русскими скинхедами и "чёрными ястребами" из кавказских националистических группировок - для омичей по-прежнему информация массмедиа, а не реалии повседневной жизни.
Всероссийский центр изучения общественного мнения констатирует: Омская область занимает одно из последних мест в России по уровню межнациональной напряжённости. По мнению директора Омского областного Дома дружбы Натальи Степановой, причины бесконфликтности - в особом менталитете сибиряков и грамотной национальной политике. Лидеры национальных диаспор региона считают, что решение Леонида Полежаева о создании на территории области "Национальной деревни" - естественное и логичное продолжение этой политики.
Новый проект послужит, согласно официальной формулировке, "сохранению и развитию этнокультурного наследия народов, проживающих на территории региона, и укреплению межнационального мира и согласия".
Сибирский котёл
- Если угодно, мы, сибиряки, - это уже единый сформированный столетиями совместной жизни субэтнос. Ведь что разъединяет людей? В первую очередь, нежелание и невозможность услышать друг друга. Наш Дом дружбы и создавался губернатором как площадка для диалога национальностей и культур, - рассказывает заслуженный деятель культуры Омской области Наталья Степанова. - Мы работаем с 1996 года, и тогда аналогов нашей организации в России не было. Наша власть давно поняла, насколько это важно - национальная политика. И мне кажется, что создание "Национальной деревни" - это ещё одна возможность увидеть, ощутить, понять национальную историю, культуру да и просто особенности кулинарии, бытовые детали жизни своего земляка. Вряд ли славянин специально пойдёт в еврейский или казахский культурный центр. А национально-культурный комплекс, где представлены все народы Сибири, вполне может стать местом, где каждый омич воочию увидит, как формировался и формируется особый сибирский менталитет.
Кроме того, как отмечает Наталья Степанова, в вопросах национальных взаимоотношений стратегически важным является чётко выверенная и последовательная позиция государственной власти. Недостаток внимания в таком сверхделикатном вопросе - это почти гарантированный всплеск национализма от исламистских радикальных движений до террора "бритоголовых". Простые и действенные решения правительства Омской области позволяют снизить уровень межнациональной напряжённости на территории региона до практически нулевой отметки.
Наш общий дом
Сегодня в системе межнациональных отношений под патронажем власти активно работают 60 национально-культурных, 186 национальных театров, музеев, библиотек, высших и средне-специальных учебных заведений.
- Создаваемые ещё с начала 1990-х годов на территории региона национально-культурные объединения и центры, а на сегодняшний день их 150, стали не просто хранилищами самобытной культуры, но, по сути, центрами межнационального диалога для сибиряков, - считает лидер казахской национально-культурной автономии Ануарбек Жунусов. - Тот факт, что стремление людей изучать свою национальную культуру, язык, исповедовать религию предков поддержано и патронируется властью, - лучшее лекарство от экстремизма. Уникальность нашей области в том, что здесь нет второстепенных наций, а значит, нет обид и, как следствие, розни. И это благодаря грамотной национальной политике. Сегодня мы уверены, что принятое губернатором решение о создании "Национальной деревни" будет реализовано властью, несмотря ни на какие кризисы. Потому что, помимо чисто практической ценности, это, если угодно, - возможность для всех нас принять участие в строительстве нашего общего дома.
По мнению председателя совета татарской национально-культурной автономии Омской области Рафаеля Забирова, одним из ключевых факторов сохранения межнационального мира является интенсивный культурный обмен. И решение создания "Национальной деревни" - продолжение взаимодействия органов государственной власти с общественными национально-культурными объединениями, начало которому было положено ещё в 1990-х.
Культурная альтернатива
- Любое объединение, по-моему, возможно только тогда, когда у людей существуют общие ценности. Когда основой личного менталитета становится духовность, а принципом общественных отношений - взаимоуважение и общие культурные традиции. Но чтобы уважать культуру другого человека, нужно иметь возможность с ней познакомиться, в этом главная ценность наших областных фестивалей национальной культуры. И замечательно, что областная власть это понимает и фактически стоит за каждым из этих проектов, - озвучивает свой рецепт межнационального согласия Рафаель Забиров.
Созданный в рамках фестиваля русской культуры "Душа России" фестиваль "Единение" с 2002 года распоряжением губернатора Леонида Полежаева стал самостоятельным культурным форумом. Программа фестиваля "Единение" строится на основе предложений всех национально-культурных объединений региона. За время существования фестиваля в нём приняли участие более 400 национальных творческих коллективов из 32 муниципальных районов Омской области. 25 регионов России, Казахстана, Латвии, Молдовы, Германии, Израиля, Китая. В рамках фестиваля "Единение" реализуется ряд крупных проектов, имеющих не только региональное, но и общероссийское значение. Это международный фестиваль приграничных территорий России и Казахстана, фестиваль казачьей культуры "Наследие", межнациональный детский фестиваль.
Лидер омской областной общественной организации "Армянский центр - "Урарту" Араик Татоян считает, что создание "Национальной деревни" способно помочь человеку не только увидеть национальные культуры во всём их своеобразии, но и познакомиться со своими собственными историческими корнями.
- Я много бываю в разных регионах России, за рубежом. И вижу, что у нас, в Омске, сложилась уникальная ситуация. Где бы ни был, я встречаю омича любой национальности, и все мы земляки и можем рассчитывать на поддержку друг друга. Да меня в Армении так и называют - "сибиряк", - рассуждает лидер омских армян. - Получается, я сначала сибиряк, а потом армянин. И наши дети, родившиеся здесь, в Омске, тоже по определению сначала сибиряки! Вот почему мы активно поддерживаем инициативу Леонида Полежаева. Наши дети родились в Сибири и, вполне возможно, никогда не увидят Армении. Россия для них - единственная Родина. Представляете, в "Национальной деревне" россиянин любой национальности сможет увидеть, как и чем жили его предки!
Кстати, по словам Араика Татояна, представители разных национальных центров, среди которых немало крупных бизнесменов, готовы принять в строительстве "Национальной деревни" не только моральное участие. Это, считает лидер армянской диаспоры, никак не отразится на деятельности уже существующих и активно развивающихся при поддержке власти национальных центров.
С такой позицией согласен и Яков Бирлянт, председатель общественной организации "Шалом - XXI век".
- Разумеется, никто не собирается переносить синагогу, мечеть или православный храм на площадку "Национальной деревни", но музей, выставочный зал, кафе с национальной кухней - это то, что, на мой взгляд, нужно. Я уверен, что после реализации губернаторского проекта "Национальная деревня" станет любимым местом отдыха не только омичей, но и наших многочисленных гостей. Местом, где просто и ненавязчиво человек будет постигать азы культуры, обычаи и традиции всех народов Сибири.
Пока концепция создания "Национальной деревни" на стадии разработки. Выбирается оптимальный по размерам и местоположению участок земли, рассматриваются самые удачные и совершенные проектные разработки и идеи. Но, как считают лидеры национальных организаций, у этого проекта есть самые надёжные гарантии воплощения - поддержка государственной власти и желание общества сохранить и упрочить в регионе межнациональный мир. Последнее, по определению Льва Гумилёва, не данность, а длительный и сложный процесс этнического симбиоза. И роль государства в этом вопросе переоценить невозможно. Оно, как считал учёный, "должно быть деликатным, дальновидным и мудрым в национальном вопросе. В противном случае государства превращаются в химеры".
P.S. Кстати, национальные вопросы, пущенные на самотёк, рискуют обернуться опасными феноменами вроде уроженца Улан-Удэ Александра Тихомирова, известного как Саид Бурятский, наполовину русского, а наполовину бурята, ставшего одним из самых кровавых идеологов кавказских ваххабитов.