Примерное время чтения: 6 минут
84

Скрестим ужа с кроликом? или Как в Омске развивается генетика

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ в Омске 20/05/2009

- Одна из самых страшных в мире проблем - это рак. Он бывает даже у растений. Это ведь всё на генетическом уровне - в организме происходит "поломка", клетки начинают беспорядочно делиться.

Когда наука будет подчинять себе эти процессы, произойдёт переворот. И скрестить тогда можно будет что угодно. Вообще всё! Хоть ужа с кроликом. Хоть картофель с ужом.

Николай Жарков - цитогенетик и кандидат наук. Последние 35 лет он изучает проблемы, связанные с расшифровкой механизма деления клеток. В институской лаборатории СибНИИСХ, где работает Николай, всего лишь два человека. Генетики в нашем городе - явление чрезвычайно редкое.

Дайте нам сейчас!

- Николай Александрович, почему в Омске так мало генетиков? В них нет потребности?

- К сожалению, генетиков в нашей стране никогда не любили. В 30-х годах прошлого века, когда в каждом видели врага народа, их уничтожали как физически, так и морально. Возрождаться наука начала только в 50-60-х годах. Тогда в нашем сельскохозяйственном институте появилась кафедра генетики и селекции, где готовили исключительно селекционеров. Лекции по генетике, конечно, читались, но в основном для галочки. Должного понимания науки не было. Почему? Потому что от генетиков обычно требуют: дайте нам результаты сейчас, дайте нам сегодня! Но это невозможно. А сейчас в связи с кризисом и вовсе начали сокращать сотрудников, закрывать лаборатории. Дескать, зачем нам нужны теоретики? Мы сами с усами.

- Кто же тогда возродил науку в Омске?

- Вы не представляете, насколько это сложно - возродить науку с чистого листа. В середине прошлого века селекционеры толком и не знали, что делать с геном. Но появился такой человек, как Регинальд Цильке. Он доктор биологических наук, профессор генетики. В 60-х годах создал в СибНИИСХ эту лабораторию, которая насчитывала до 18 научных сотрудников. За время его деятельности было подготовлено большое количество учёных. Хотя поначалу в институте даже микроскопов не было! Первые 20 лет занимались исключительно селекцией.

- А Вас почему потянуло в эту неизвестную область?

- Я закончил агрофак сельскохозяйственного института в 1973 году. Хотел изучать биологию, фотосинтез растений. Но потом пришёл лаборантом в СибНИИСХ. Однажды услышал разговор двух генетиков. Первая мысль: "Господи, они вообще на каком языке говорят? Сплошная терминология, непонятно ни слова!". Потом меня посадили за учебники, читали лекции...

- Получается, что генетике можно научиться самому?

- Это нельзя изучать "залпом", всё узнаётся в процессе. Сейчас омские генетики - это бывшие агрономы и селекционеры.

Хлеб - это чудо

- Вклад в развитие генетики в основном вносят США. Наша страна как-нибудь отличилась в этой науке?

- Среди учёных ходит легенда, как советский генетик поехал в Германию за... геном. В то время в Европе был очень популярен мех серебристых кроликов. Наш генетик скрестил обычного кролика с тем серебристым. В итоге получилось хилое создание с обычным мехом. Но через несколько поколений появилось изумительное потомство с нужным цветом меха. И это был первый серебристый кролик в нашей стране.

- Если вернуться к растениям, то Вы утверждаете, что пшеница - это чудо природы...

- Конечно! Пшеница - уникальный объект исследования для цитогенетиков. То, что мы едим хлеб, вообще чудо. Он ведь случайно появился. Росла когда-то неприметная зернянка с 14 хромосомами, колосочки маленькие, смотреть не на что. А потом она случайно перепылилась с другим видом злаков. Произошло удвоение хромосом, и появилась твёрдая пшеница. Потом ещё одно чудо - мутация гена, переопыление, удвоение хромосом - и вот вам хлеб.

- Пшеница тоже может болеть и мутировать?

- Более того, у неё даже может возникнуть рак! По нашим исследованиям, в этом виновен митотический центр. Если в нём происходит "поломка", то он начинает беспорядочно делиться, образовываются раковые изменения. Было установлено, что за данный процесс отвечает хромосома 3D. Но у пшеницы, в отличие от человеческого организма, "неправильное" деление хромосом можно остановить. Подобные явления наблюдаются при отсутствии одной её хромосомы. В случае восстановления их двойной дозы все процессы стабилизируются.

- Когда наука наконец-то разгадает все тайны генетики?

- Неслучайно механизмы генетики запрятаны так глубоко. Чтобы расшифровать их, требуется не один десяток лет. Челочество до этого еще не доросло. В противном случае таких дров можно наломать, что страшнее ядерной войны будет. Представляете, какие монстры могут получиться, если начать скрещивать всё подряд? Но когда-нибудь это всё равно будет, наука на месте не стоит. Остаётся только научиться управлять механизмом стабилизации программы исходного полюса...

- С хромосомами, как я понимаю, Вы в замечательных отношениях...

- Я почти все их знаю "в лицо!". За 35 лет я пересмотрел их тысячи, и они - уникальны.

Одинокие хромосомы

- Не скучно работать с такими "молчаливыми" организмами?

- Не скучно. Однажды пшеница даже заставила меня плакать. Приехал как-то на уборку урожая, а там самое настоящее кладбище - все растения погибли! А я всё лето с ними носился! Оказалось, что проблема была в неправильной микрофлоре почвы. Обидно.

- Какие-нибудь открытия в области генетики за 35 лет сделали?

- Сделал. Вот смотрите, у пшеницы - 42 хромосомы. Долгое время я занимался тем, что убирал одну хромосому и смотрел на то, как "одиночка" будет себя вести. А ведёт она себя совершенно по-разному, это зависит от того, как она закреплена на полюсе. Раньше никому и в голову не приходило этим заниматься. Я написал научную работу, пытался опубликовать её в Москве, но там сказали, что не понятно ни строчки. В 2000 году поехал в Новосибирский институт цитологии и генетики. Реакция учёных: быть такого не может! А вот когда после в том же Новосибирске состоялась международная конференция, тогда мне кричали "Браво!".

- Существует ли в генетике мода на какие-либо исследования?

- Как и во всей науке в целом. И если в советское время все поголовно занимались генетикой, основанной на системах скрещивания, то сейчас приоритет за молекулярной генетикой.

- Омск следит за мировыми научными открытиями?

- А как нам следить? Сейчас ведь всё в интернете можно найти, а у нас в лаборатории даже компьютеров нет. Разве что журналы в библиотеке ОмГАУ просматриваю.

Досье

Николай Жарков, цитогенетик, кандидат наук, старший научный сотрудник. Родился в 1949 году в Новосибирской области. В 1973 году закончил агрономический факультет ОмГАУ. С 1975 года и по сегодняшний день работает в СибНИИСХ. Занимается проблемой анеуплоидного содержания хромосом у пшеницы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Вопрос-ответ

Самое интересное в регионах