Примерное время чтения: 6 минут
87

Уборка - наш злейший враг

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. АиФ в Омске 11/06/2008

"Пожилые дачники с огромными сумками чуть ли не на ходу запрыгивают в электрички, боясь не успеть занять свободное место. Для многих такая спешка заканчивается трагично. Естественно, предсмертных записок никто не оставляет. А потому наша задача - определить, несчастный это случай, самоубийство или огородника заставили лечь под поезд".

Дачный сезон - горячая пора не только для омских пенсионеров-садоводов, но и для экспертов-криминалистов Омского линейного УВДТ. Капитан милиции Александр Кашкаров в этой области работает недолго, но уже успел стать лучшим по профессии: занял первое место на конкурсе профессионального мастерства среди сотрудников экспертно-криминалистического центра Западно-Сибирского УВД на транспорте.

Ушная помощь

- Работа экспертов-криминалистов окружена ореолом тайны и загадочности...

- Ореол тайны вокруг нашей профессии создают многочисленные детективные телесериалы. То, что в них показывают и рассказывают, весьма далеко от реальной жизни и доказывает одно: режиссеры даже не знакомы с уголовно-процессуальным кодексом. Эксперты-криминалисты в кино - это настоящие Шерлоки Холмсы, которые ведут самостоятельные расследования, опрашивают очевидцев преступления, гоняются за убийцами. На самом деле мы без следователя и шагу ступить не можем. Только по инициативе оперативников эксперты-криминалисты приступают к своей работе. Мы не бегаем за жуликами, а с помощью микроскопов, химических реактивов, исследований останков предметов и самого человека делаем выводы. Все остальное - труд следователей. А что касается раскрытия каких-то громких преступлений, то спешу вас разочаровать. Наша работа на самом деле довольно рутинная - всевозможные кражи, ограбления, мошенничества...

- Сегодня, благодаря тем же мастерам детективного жанра, практически любой человек знает, что на месте преступления главное - не оставлять улик. Вам такая грамотность населения мешает?

- Не то слово. В Ленинском округе трое подростков вскрыли два вагона. Утащили машинное масло и ящик печенья. Ради такого трофея они не пожалели денег на покупку перчаток. Сработали, что называется, без "пальчиков". Хотя уйти от наказания это им не помогло, но факт остается фактом.

- Какие самые необычные следы, оставленные на месте происшествия, вам доводилось находить?

- Думаю, не стоит раскрывать профессиональные тайны. Могу только рассказать, что следствию помогает всё: следы обуви, отпечатки пальцев, микроволокна, частички крови и даже... уши. Точнее, следы ушных раковин. Преступники, забирающиеся в чужие квартиры, первым делом начинают прислушиваться, прислоняются к стенам и оставляют таким образом улики.

"Великие" сыщики ноют

- А если преступник случайно оставил капельку своей крови, сможете его вычислить быстро по базе ДНК? Есть такая в Омске?

- База ДНК - это миф! Чтобы создать такую базу, нужны огромные деньги на дорогостоящее оборудование. В Омской области специализированной лаборатории по исследованию ДНК нет. Поэтому жулики, к сожалению, могут спать спокойно. Если они оставили каплю своей крови на месте преступления, то определить их причастность, допустим, к убийству, мы сможем лишь тогда, когда их поймаем. А "закачать" частичку крови в аппарат и через несколько минут получить фото жулика - такое нам не под силу. Пока.

- А как происходит осмотр?

- На стены, пол, мебель, предметы наносится порошок. Потом с помощью скотча или дактоплёнки снимается след.

И всё это время за экспертом ходят несколько человек, потерпевшие, как правило, и ноют: вот здесь помажьте, здесь должны быть следы, что же вы мимо проходите. Каждый строит из себя великого сыщика. Иногда так достают...

- Многие эксперты-криминалисты спустя несколько лет работы начинают интересоваться хиромантией. Вы как относитесь к искусству чтения по руке?

- В криминалистике мы такими теориями не пользуемся. Хотя я слышал о том, что на отпечатках пальцев, к примеру, наркоманов, много белых точек. Точно знаю, что капиллярный узор пальцев на протяжении всей жизни у человека не меняется. Встречал я таких жуликов, которые пытались изменить свои отпечатки, срезали верхний слой кожи. Однако довести дело до конца они так и не смогли. Такой садистский способ весьма болезнен. Даже отъявленные уголовники не выдерживают.

- Всегда хотелось спросить, что вы скрываете в заветном унифицированном чемоданчике?

- Ничего особенного: часы, фонарик, слесарные инструменты, перчатки, вата, кисточки, порошки...

- Это лишь дополнение к мастерству самого эксперта?

- Эксперты говорят, что мастерство - в умении разговаривать с вещами. Такая у нас работа: о каком-то предмете мы иногда пишем целые тома. Правда, есть у нас общий враг - уборка. Бывает, на квартирных кражах потерпевшие теряются, хватаются за трубки телефонов, двери, ручки. Позвонят в милицию, успокоятся и начинают порядки наводить. Приезжаем, а следов уже нет.

- Правда, что из всех традиционных экспертиз, почерковедческая - самая сложная?

- На мой взгляд, это так.

- Как устанавливаете принадлежность подписи тому или иному человеку? Просиживаете ночи напролет у микроскопа?

- Может быть, за границей эксперты подкованы по последнему слову техники, а у нас главные орудия - книги и собственная внимательность, терпение. Большая же часть оборудования у нас сделана еще при царе Горохе. Хотя есть аппараты, к примеру, вот этот микроскоп, который сразу фиксирует изображение и выводит на экран компьютера. Сложность заключается в том, что почерк в отличие от "пальчиков" изменить нетрудно. Жулики это знают.

- В работе эксперта многое зависит от интуиции. Она вас часто подводит?

- Мы не имеем права на ошибку. Если не можем сказать "нет" или "да", то говорим "вероятно". На интуицию мы не полагаемся.

- Рисковать жизнью на работе приходилось?

- Мы приезжаем на место уже постфактум.

- Но с уголовниками-то все равно приходится общаться?

- Они смелые только тогда, когда идут на "дело". А в отделении милиции ведут себя тише воды ниже травы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах