За свою жизнь Виктор Климов, пенсионер из Калачинска, изобрел не один десяток полезных приспособлений. Правда, большая часть из них так и осталась на бумаге. "Почему-то у нас никому не нужны рациональные и смелые идеи, реализовывать их не хотят", - вздыхает пенсионер.
Ненужный аналог
"Еще не так давно я работал шофером МАЗа на урановых рудниках в Боровом, - рассказывает Виктор Алексеевич. - Так вот на топливный насос грузовика своими руками напаял специальную насадку, "подвел" к ней горячую воду, и солярка в насосе никогда не замерзала, МАЗ не глох и всегда заводился". Полезное изобретение так понравилось другим шоферам, что они стали время от времени забирать ходовой МАЗ на другие рудники. "Предлагаю им - сделайте такую насадку, я покажу как, - сетует пенсионер. - Отнекиваются, говорят, то времени нет. Но мой МАЗ, когда меня нет, все-таки забирают".
Каждый квартал бригада Виктора Климова должна была выдвигать по одному рационализаторскому предложению. По словам пенсионера, львиную часть таких предложений сделал он. Его трудовая книжка, кстати, пестрит за них похвалами.
В 1978 году изобретатель придумал установить на свой "Москвич" собственные сигнализаторы давления в шинах. Просверлил диски, поставил датчики, продумал проводку, все работало. Отправил проект на завод. Ему ответили, что изобретение имеет много более совершенных аналогов, а его - нарушает балансировку колес. Между делом еще и пояснили, что вообще-то заводская цена "Москвича" - 2700 рублей, и ни копейки больше. Делать дополнительную опцию, дабы не увеличивать стоимость авто, никто не будет...
Двигатель на масле?
Сейчас Виктор Алексеевич вынашивает несколько новых идей. Так, например, он придумал специальные огнеупорные шкафы, в которые могут спрятаться люди во время пожара. "Все сгорит, а человек останется цел", - утверждает пенсионер.
Или вот проект мощной водяной мельницы. "У меня под боком Омка, если установить на ней несколько валов и подключить к генератору, можно бесплатно получать ток, - рассказывает Виктор Климов. - Я придумал, как увеличить количество задействованных полезных лопастей и соответственно увеличить мощность установки в несколько раз". Как именно он планирует увеличить число полезных лопастей, пенсионер не хочет рассказывать, утверждает, что его изобретения уже не раз "заимствовали".
Последней разработкой рационализатора стал двигатель. Не вечный, конечно. Масляный. "Весь двигатель будет составлять большой маховик, вот тут через форсунку передается распыленное масло, - поясняет пенсионер. - Удар - колесо закрутилось. А вот секрет бесперебойной работы я вам рассказать не могу. Но я точно знаю, работать он будет. Единственное, чего я так и не смог узнать, что же получается после сгорания масла с кислородом..."
У Виктора Алексеевича, всего восемь классов образования. И все его изобретения базируются не столько на знаниях, сколько на опыте и на житейской смекалке. Может быть, именно поэтому никто не хочет помочь пенсионеру реализовать его задумки на практике.
"Откуда я сам деньги на патент возьму, - вздыхает Виктор Климов. - Это ж очень дорого. Мне тут предлагали занять тысяч сто под проценты, так это через год я двести тысяч должен отдать. Вот если бы кто помог, вместе бы запустили что-нибудь в дело".
Несколько раз пенсионеру предлагали рассказать о его изобретениях за границей. Обещали помочь. Он отказался. "Не хочу я, чтобы это из России ушло, - утверждает он. - Но обидно, что у нас никому полезные изобретения не нужны".