В Омске Колчак оказался, по сути, случайно, проездом. Адмирал ехал с Дальнего Востока на юг России к Деникину, но получил предложение войти в так называемую Директорию и занять пост военного и морского министра. На этом посту он находился недолго, 18 ноября 1918 года в Омске произошёл переворот. Генералитету, буржуазии и казачьей верхушке нужен был жёсткий лидер, волевой, близкий к диктаторству. Колчак был идеальной кандидатурой.
Тюркская фамилия потомка молдавских дворян
Новые данные о происхождении Колчаков он обнаружил в одном документе, касающемся молдавских дворян из Херсонской губернии Российской империи. Это определение Департамента герольдии сената от 4 июля 1808 года о дворянском происхождении представителей нескольких молдавских херсонских родов, большинство из которых служили в казачьих воинских частей. К этим дворянам относятся и «Александр, Степан, Иван и Калин Колчаковы». Они предъявили грамоты о благородном их происхождении, выданные от древних молдавских господарей, которые подтверждали, что они издавна служили той стране и свидетельства дивана Молдавского княжества (высший орган исполнительной, законодательной или законосовещательной власти).
Бакалов в своей статье пишет: «Напоминаем, что Лукьян Колчак (прямой предок адмирала), как и названные молдавские дворяне Колчаки, служил в составе казачьих воинских частей, а также жил и владел землей в Херсонской губернии (в регионе со значительным процентом молдавского населения). В этом смысле, показательно, что и херсонские губернские родословные книги не указывают на существование двух дворянских родов, под аналогичными именами. Поэтому, предполагаем, что Лукьян Колчак был родственником Александра, Степана, Ивана и Калина Колчаков. В то же время имеющиеся источники пока не представляют возможности определить степень их родства – братья, двоюродные братья или племянники».
Исследователь разбирает этимологию фамилии «Колчак». Она имеет тюркское происхождение («qolčaq» = «рукав», от «qol» = «рука»). В этом нет ничего странного, потому что в молдавской среде относительно часто встречаются антропонимы тюркского происхождения (татарские, половецкие, печенежские, огузские). Эти имена не всегда говорят о существовании тюркского компонента в родословии их носителей.
Напомним, что Молдавия в сегодняшнем нашем понимании, находилась в XVI-XVIII веках под властью Османской империи – государства, основанного турками. В те времена многие молдаване позаимствовали некоторые турецкие прозвища, которые впоследствии стали фамилиями (например: Бакал, Бешлягэ, Бостан, Хажиу, Харабажиу, Делиу, Демиржиу, Кейбаш и др.).
Гардемарин Колчак
Александр Васильевич Колчак родился 16 ноября 1874 года в Санкт-Петербурге. Его отца звали Василий Иванович, родители которого готовили его к гражданской службе, но в 1853 году началась Крымская война. Он поступил на службу в морскую артиллерию Черноморского флота в младшем офицерском чине. Весьма отличился в сражениях, участвовал в обороне Севастополя. После окончил Горный институт, его судьба была связана с Обуховским сталелитейным заводом. Он был приёмщиком морского министерства, был специалистом по вооружению, в частности, по артиллерии. В отставку вышел в военном чине – генерал-майора, но и после ещё долго работал по гражданской линии. Мать Колчака звали Ольга Ильинична, в девичестве носила фамилию Посохова. Её отец был потомственным почётным гражданином и многолетним гласным Одесской городской думы. Историки пишут, что она отличалась набожностью и стремилась всеми силами передать её и своим детям. Кроме Александра в семье была ещё дочь Екатерина, младше брата на год.
С переходом в гардемаринский класс Колчак был произведён в фельдфебели, поскольку был лучшим по учёбе и поведению, назначен наставником в младшую роту. Кадет той роты Михаил Смирнов, впоследствии на протяжении долгих лет друг и помощник Колчака, стал его первым биографом.
Из Сингапура в Сибирь
Выпускные экзамены адмирал сдал блестяще. Например, по морскому делу он ответил на все 15 заданных вопросов. В чине мичмана покинул стены родной альма-матер и был «назначен в Балтийский флот». Так пишет Колчак в своей автобиографии. Она опубликована и начинается именно с этого места. Заканчивается она 1918-м годом. «Накануне большевистского переворота прибыл в Японию, где узнал об образовавшемся правительстве Ленина и о подготовке к Брестскому миру.
Ни большевистского правительства, ни Брестского мира я признать не мог, но как адмирал Русского флота я считал для себя сохраняющими всю силу наши союзные обязательства в отношении Германии. Единственная форма, в которой я мог продолжать свое служение Родине, оказавшейся в руках германских агентов и предателей, было участие в войне с Германией на стороне наших союзников. С этой целью я обратился, через английского посла в Токио, к английскому правительству с просьбой принять меня на службу, дабы я мог участвовать в войне, и тем самым выполнить долг перед Родиной и ее союзниками. Я был принят на английскую службу и получил распоряжение отправиться на Месопотамский фронт, куда я и отправился. Из Сингапура, однако, я был возвращен по распоряжению английского правительства, которое, по представлению нашего посла в Пекине князя Кудашева, освободило меня от службы, так как мое присутствие стало необходимым на нашем Дальнем Востоке».
Затем был Омск, Колчак стал Верховным правителем России и Верховным главнокомандующим Русской армии. Эти должности он занимал с ноября 1918 года по январь 1920-го. Был расстрелян в Иркутске 7 февраля.