В музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля работает выставка, которая рассказывает о покорении Русского Севера. В экспозиции представлены материалы об освоении Арктики и экспедициях Александра Колчака, о сражениях в Великую Отечественную войну и о первопроходцах - нефтяниках и газовиках, а также о том, почему Заполярье стало для нескольких поколений россиян место особого притяжения и любви.
«Иртыш течёт на север»
Проект межмузейный, его назвали «Освоение Севера. Тысяча лет успеха». Одна из задач экспозиции – привлечь интерес к истории русского Заполярья, знакомство и популяризация уникальных фондов музеев российского севера от Кольского полуострова до Таймыра. Омск из всех городов-участников оказался самым южным.
«Наш город – степной, граничит с Казахстаном, - сказала на открытии выставки директор музея им. М.А. Врубеля Фарида Буреева. - Но Омск – это отправная точка для многих исследовательских и творческих маршрутов 19 - 20 века и маршруты эти пролегали, в том числе, на север. Этот тезис лёг в основу концепции выставки».
В Омске экспозицию представил Сергей Баранов, всего несколько лет назад он работал в Омском музее имени М.А. Врубеля, а сейчас он заведует отделом художественного проектирования Ямало-Ненецкого музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского, который располагается в Салехарде.
Арктическая экспедиция
Кто бывал в Омске в особняке купца Батюшкина, ныне центре изучения истории Гражданской войны, а сто лет назад резиденции верховного правителя России Александра Колчака, знает, что один из музейных залов посвящён северным экспедициям. Он располагается в соседней с кабинетом адмирала комнате, которую занимала домовая церковь. Сейчас это так называемый «морской» или «полярный» зал. Здесь хранятся уникальные копии документов из архивов Якутска, которые рассказывают о полярных исследованиях начала 20 века. В качестве гидролога Колчак вместе с бароном Эдуардом Толлем участвовал в арктических экспедициях. К сожалению, ныне говорят только о политической карьере ставшего диктатором морском офицере, но его заслуги в освоении и изучении Арктики учёные называют бесспорными.
Один из разделов экспозиции посвящён освоению Северного морского пути, именно это интересовало Колчака. Над этим работал созданный в апреле 1919 года по личному почину Александра Васильевича при Российском правительстве специальный комитет. В его планах значились и новые исследовательские экспедиции, одна из которых была проведена в Карском море под руководством Бориса Вилькицкого. Для того чтобы обеспечить суда углём, адмирал снарядил экспедицию на Таймыр, в результате которой был открыто месторождение медно-никелевых руд и появился нынешний город Норильск.
Кстати, остров Колчак на карте Советского Союза просуществовал до 1937 года. Наверняка, за недосмотр кому-то здорово попало. Потом его переименовали в честь Степана Расторгуева, тоже участника полярных исследований барона Толля. Он располагается в Таймырском заливе Карского моря. Почти 60 лет сосуществовали два острова Расторгуева в тех местах. Имя Колчака вернулось в Арктику в 2005 году.
С момента установления советской власти наступила эра новых арктических экспедиций, иртышские речники отправляли на баржах жителям центральной полосы России тысячи тонн муки и пшеницы. Хлебные караваны должны были накормить голодающую Россию. После – этот путь проделывали торговые суда, переправлявшие товары на экспорт. С 1934 по 1944 год территория Омской области простиралась вплоть до Обской губы и Карского моря.
Тревожные воды
События, произошедшие 12 августа 1944 года в 60 милях от острова Белый, называют самой трагической страницей внутренних конвоев в истории Великой Отечественной войны в Арктике. Из 752 человек погибли 378 советских военнослужащих и работников тыла, в том числе все дети и большинство женщин. Конвой БД-5, состоявший из транспорта «Марина Раскова» и трёх эскадренных тральщиков, был атакован немецкой подводной лодкой. Фашисты расстреляли транспорт. В то время у противника появилось новое и очень эффективное оружие – магнито-акустическая торпеда. Обнаружить её и вовремя сориентироваться в ситуации моряки не смогли и судно затонуло, унося жизни.
Судно шло из Северодвинска на остров Диксон. Оно было названо в честь легендарной лётчицы ночной штурмовой авиации, Героя Советского Союза, совершившей в 1930-х годах несколько рекордов на дальние перелёты и погибшей в январе 1943 года. Транспорт прежде назывался «Айрон Кленд» и был передан нашей стороне по ленд-лизу Америкой.
Уже в нынешнее время специальная экспедиция подняла на борт некоторые вещи с «Марины Расковой». В экспозиции представлены судовой колокол, артиллерийские гильзы, а также две хантыйские сумки из собрания МВК им. И. С. Шемановского (Салехард), в декоре которых обнаружены гильзы патронов и форменные пуговицы «Kriegsmarine» – военно-морского флота Германии образцов 1942 и 1943 годов.
Покорителям таёжных трасс
Активное освоение северных земель началось в 1960-х годах. Геологи первыми пришли на земли приполярного края, названного потом Югрой и Ямалом. Именно в это время расширялись поиски и освоение новых месторождений нефти, газа, железных руд, цветных и редких металлов, титана, марганца, строительных материалов.
Своим нынешним благополучием эта территория обязана нефтяникам и газовикам, которые в тяжелейших условиях возводила первые нефтедобывающие гиганты, одновременно создавая новые города. Романтика первопроходцев – сильных дерзких людей, покоряющих природу, не смотря ни на какие трудности, – повлияла на создание, так называемого, «сурового стиля» в искусстве.
Особый интерес вызывает самобытность национального творчества коренных малочисленных народов Севера. Часть из их представителей кочевой или полукочевой образ жизни, связанный с традиционными видами природопользования – оленеводством, рыболовством, зверобойным промыслом, охотой, собирательством. В родовые угодья организованы туристические маршруты.
Добавим, что уникальный межмузейный проект, реализуется под эгидой компании «Норникель». Выставка будет работать до 30 сентября.