Преподаватель профучилища: «Как научить истории будущих трактористов?»

Фото из архива Марины Щитниковой

«Кузницы рабочих кадров», как в советское время называли профессиональные училища (ПУ), с 1 сентября планируют присоединить к колледжам и техникумам. Кто от этого выиграет? И вообще, сможет ли наша страна прожить без начального профессионального образования?

   
   

Марина Щитникова в профессиональном училище № 14 работает с 1989 года – преподаёт историю. Недавно она стала лауреатом в конкурсе национального приоритетного проекта «Образование». В Омской области из 105 учителей выбрали 15 лучших. Причём в списке победителей только один преподаватель из профессионального училища, остальные – школьные учителя. Есть ли необходимость современного образования в ПУ и кто идёт туда учиться?

На уроке истории. Фото из архива Марины Щитниковой

И девочки пашут!

omsk.aif.ru: – Марина Ивановна, пробелы в исторических знаниях у школьников и студентов порой доходят до абсурда. Дети путают начало Второй мировой войны и Великой Отечественной, уверены, что у нас в Омской области шли ожесточённые военные битвы, а Колчак – брат Ермака. Устои советского образования трещат по швам. Кто виноват в этом – школьные учителя? Родители?

Марина Щитникова: – Ничего не существует без корней, и советское образование, хоть и было отчасти консервативным, давало хорошие знания. Люди в возрасте «после 40» никогда не спутают начало Второй мировой войны и Великой Отечественной.

А молодёжь путает. К нам в училище приходят ребята после 9 класса и изучают историю России IX-ХХ веков. В том, что они не знают важных моментов развития страны, я молодёжь не обвиняю. Никогда. Это вина не мальчишек и девчонок, а взрослых. Интерес к своим истокам нужно прививать с самого детства, чтобы ребёнок понимал, что без наших корней жить нельзя. Я детям на лекциях всегда привожу примеры из жизни своей семьи. У меня бабушка родилась в 1904 году и прожила почти весь ХХ век, умерла в 92 года. И она видела всё, что творилось в нашей стране, рассказывала мне про гражданскую войну, про красных, белых, политические репрессии – реальные случаи из своей жизни. Нужно постоянно слушать стариков, именно они учат нравственности в семье. Школа же это дорабатывает.

omsk.aif.ru: – Вы уже почти 30 лет преподаёте историю. Когда, по-Вашему, у нас в стране дети перестали ею интересоваться?

М.Щ.: – В постперестроечное время, когда менялись духовные ориентиры. Тогда взрослые растерялись, что уж говорить о детях… Сейчас к нам в училище поступают ребята, которые родились в конце 90-х годов прошлого века – в эпоху становления нового общества, экономического развала. Люди не думали о том, как воспитывать детей, нужно было просто заработать деньги и накормить семью. Детям, рождённым в те годы, не то что патриотизма, им любви недодали. Хотя молодёжь нормальная. Да, ребята плохо знают физику, математику, историю. У них нет исследовательских способностей, многие даже плохо читают. Ну не каждому дано! Зато они трудолюбивы, не чураются никакой работы. У нас основная специализация – трактористы. Парни с производственного обучения на лекции все чумазые приходят, руки по локоть в мазуте. А у меня в кабинете истории столы белые! Конечно, я отправляю их мыть руки, но получается не так качественно, как нужно (смеётся).

   
   
Работа учителя - не самый лёгкий труд. Фото из архива Марины Щитниковой

omsk.aif.ru: – Кстати, а девочек в трактористы берут?

М.Щ.: – В последнее время да. Сейчас на третий курс перешла умная девочка, трактористка. Говорит, что ей всё это очень нравится. И на практике она пашет лучше мальчишек!

Что важнее?

omsk.aif.ru: – Вы, как историк, объективно оцениваете события в стране? Детям нужно рассказывать только факты или всё-таки давать свою оценку событий?

М.Щ.: – Я стараюсь давать ребятам факты, но высказываю и свою точку зрения. Разумеется, она может не совпадать с их мнением. Знаете, мне очень сложно было в перестройку. У меня не сформировалась своя позиция по поводу происходящего в стране, и я на некоторое время перестала давать уроки истории. Не хотела обманывать ребят. Что касается фактов истории, то это не самое важное. Понимаете, преподавание гуманитарных предметов невозможно без воспитания. Вспомните старую русскую школу, когда учителя были, прежде всего, воспитателями человеческих душ. Я сейчас являюсь председателем ветеранской организации в Усть-Заостровке и часто бываю в гостях у пожилых людей. Какая у них всё-таки порядочность и культура, несмотря на то, что многие из них недостаточно образованы. Воспитание должно быть выше на ступеньку, чем диплом элитного вуза. Можно иметь три высших образования и быть абсолютно невоспитанным человеком.

omsk.aif.ru: – Проблемы современного образования училище, понятное дело, стороной не обходят. Как вы выживаете? Наверняка же и денег педагогам не хватает, и материальной базы…

М.Щ.: – Все говорят о проблемах современного образования, а я не хочу! Привычка копаться в проблемах – это наш российский менталитет. Может, от этого все наши неудачи, что мы сами ищем негатив? Но вы просто вспомните о том, что у нас много лет в стране мир, что нет голода, хотя Россия очень часто голодала. Посмотрите, какая свобода выбора деятельности! Я хотела бы сейчас быть в возрасте 25 лет и понимать, что у тебя тысяча возможностей реализовать себя. И у молодых педагов, которые к нам приходят, совершенно другая психология – они раскрепощены и свободны в своих высказываниях. А информационное поле? Разве я могла раньше так свободно владеть информацией? Сейчас можно в рамках конкурса или выйти на международный уровень. Никаких запретов!

Для учащихся проводятся и внеклассные мероприятия. Фото из архива Марины Щитниковой

Со студентами на вы

omsk.aif.ru: – Зачем Вам участие в конкурсах? Желание кому-то что-то доказать?

М.Щ.: – Это стимул, профессиональный рост. Если педагогу неинтересно то, чем он занимается, он сидит и спокойно «отчитывает» свои часы. Пока готовишься к конкурсу – жизнь бурлит. Сколько талантливых людей встречаешь! В последнем конкурсе я стала лауреатом за проект создания в нашем училище музея «Истоки». Один зал, который посвящён быту сибиряков, называется «Изба русского крестьянина». Вторая комната рассказывает об истории училища. Мы работаем в плане краеведения и со школьниками, хочу ещё старшие группы детского сада привлечь. Если им рассказать про какой-нибудь старый утюг в шесть лет, они же никогда его не забудут! Идея фикс – создать музей казачества в селе.

omsk.aif.ru: – То, что с 1 сентября ПУ, по сути, как структура упрощается, это шаг в сторону современного образования? Уживутся ли училища вместе с колледжами, к которым их хотят присоединить?

М.Щ.: – ПУ – серьёзная структура, которая давала путёвку в жизнь огромному количеству людей. Получается, что теперь это будет ступенькой перед колледжем или техникумом. Если два учреждения будут объединять по одному профилю, например, сельскохозяйственному, то эта мысль здравая. А если соединить сельхоз-училище с педагогическим, то непонятно, что получится. Может быть, это уклон в сторону европейской модели образования, где давно нет профессионального начального образования. Хотя рабочие кадры у них имеются.

omsk.aif.ru: – Марина Ивановна, Вы отличный педагог, скажите честно, зачем Вам училище? Можно же было работать в университете или школе...

М.Щ.: – В школе ты больше отдачи получаешь как учитель. В старших классах дети нацелены на получение высшего образования, учителю в рамах своего предмета интереснее работать. Мои ребята тоже иногда говорят: «Марина Ивановна, шли бы вы в институт работать». А я считаю, что каждому своё. Я среди этих людей нахожу такие интересные личности, которых мне никакой институт не заменит. И коллеги у меня замечательные – Лидия Антипина, директор училища, Лидия Дробышева, преподаватель русского языка и литературы... Да и дети здесь человечнее – более открытые, искренние. Я их всех зову на вы. И на первом курсе они сначала оглядываются, не могут понять, к кому я обращаюсь? Потом привыкают. Я считаю, что они сами в своих же глазах растут. Ну и что, что они социально незащищённые? И пусть у них одни джинсы на все случаи жизни. Всё равно они личности, и если мы их сейчас не поднимем, то куда они дальше покатятся?

Марина Щитникова проводит и исторические кружки. Фото из архива Марины Щитниковой

Досье

Марина Щитникова, преподаватель истории в профессиональном училище № 14, что находится в Усть-Заостровке, работает здесь с 1989 года. Недавно стала лауреатом национального приоритетного проекта «Образование».

Смотрите также: