В действиях исполнительной власти наблюдается разрыв между декларируемыми целями и приоритетами в социальной поддержке, с одной стороны, и реально осуществляемыми мерами – с другой. Для нашего съёжившегося бюджета суммарные издержки на чиновников, измеряемые сотнями миллионов рублей в год, представляют неоправданную и непозволительную роскошь. Усиливается и имущественное расслоение населения. Величина прожиточного минимума на 2013 год для неработающих пенсионеров в размере 5 370 рублей явно занижена. Прибавьте к этому нищенский уровень пенсий. Это уже критерий не бедности, а нищеты! И страшно, что люди привыкают к бедности. Чувство безнадёжности, апатии – типичные качества социального дна. Общество социально разобщено и подтверждение тому – прошлогодние выборы мэра. 17% – самый низкий показатель явки на выборах в городе за последние 20 лет.
Поражает равнодушие к социальной сфере, когда «всё хорошо» у нас только на бумаге. Государственные учреждения министерства труда и социального развития исправно получают заработную плату за то, что сделали «больше и выше». Но сокращения домов-интернатов не предвидится, о снижении обращений граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, никто не заботится. Порой складывается впечатление, что Омская область находится в зоне военных действий. Иначе как объяснить, что минтруд вместо того, что бы оптимизировать деятельности данных служб, избрать курс на реальное сокращение госучреждений, действует методами 20 века, которые лишь увеличивают количественные показатели? Либо это выгодно делать, либо просто не знают, как решить проблему.
Формальная деятельность социальной защиты направлена на выполнение государственного заказа, а не социального запроса. Именно поэтому в настоящее время существует практика количественной оценки эффективности: числа принятых клиентов, перечень проведённых мероприятий, сумма материальной помощи… Но понятие «эффективности» – это и качество услуги. Как и клиент любой организации, клиент социальной службы имеет право не просто на услугу, а на качественную услугу, он имеет право быть требовательным.
Мы привыкли думать, что детский дом-интернат – это судьба. На самом же деле подобные учреждения должны быть местом кратковременного пребывания ребёнка, пока ему не нашли новую семью. Это означает радикальную смену подхода, привычного для сотрудников детдомов и органов опеки: если раньше эти госслужащие, прежде всего, отвечали за хорошее содержание детей в приютах, то теперь им придется заняться активным поиском приемных семей. Переход сопровождаться упрощением бюрократических процедур, сопровождающих усыновление, и отменой некоторых требований к приемным семьям.
Но главное, перейти на более высокий уровень мышления в принятии общественно-политических и социальных решений. Нужна новая реформаторская культура принятия решений. Только тогда мы видимо поймем, почему, например, жители Кубани встают в очередь за приёмными детьми, а Омской области – нет.
Смотрите также:
- «Серые» зарплаты не от хорошей жизни: Омский омбудсмен на страже трудовых прав →
- День пожилых людей: как изобрести молодильные яблочки →
- Андрей Бесштанько проехался в автобусе с проверкой →