Школьные перспективы: рынку труда нужны работяги, а не «гуманитарии»

Фото предоставлено Сибирским профессиональным колледжем

Омск, 27 мая – АиФ-Омск. Май – горячий месяц в образовательной сфере. Школьники 9 и 11 классов активно размышляют о пути продолжения образования, а выпускники университетов и колледжей, не нашедших работу в процессе обучения, с неясными перспективами выходят на рынок труда.

   
   

Для того чтобы прояснить эти перспективы и узнать потребности рынка труда в редакции «АиФ в Омске» прошёл круглый стол с участием специалистов региональных министерств труда и образования и руководства омских колледжей.

Фото Максима Кармаева

Завышенные ожидания

Хотя выпускникам о будущем думать поздно! О своих трудовых потребностях нужно думать ещё в средней школе. Желательно классе в шестом. Тогда шансов правильно выбрать свой путь намного больше.

Читатель может возмутиться: в шестом классе ребёнок мало что понимает о жизни, как он может выбрать специальность? И будет совершенно прав. Но родители ему на что? Как рассказала Наталья Шевченко, замдиректора «Сибирского профессионального колледжа», в сфере профориентации нужно работать именно с родителями. Потому как именно они затрудняются с выбором будущей специальности ребёнка:

– Нередко родители считают, что ребёнку нужно выбрать гуманитарный профиль после первых же проблем с математикой. И они не понимают, что, вовремя подтянув точные науки, они могут получить качественное среднее профессиональное образование (СПО). Работодателю нужны технологи, токари. А у нас их почти нет, потому что эти специальности набираются с трудом. Все идут в вузы и стоят на бирже труда, хотя токарей готовы взять на хорошую зарплату. Они могут получать и больше 20 тысяч. Много ли выпускников вузов могут похвастаться такой зарплатой на первых порах?

Хотя не везде всё так радужно. Как рассказывает Лилия Буторина, специалист управления профессионального образования минобра региона, основная причина нехватки рабочих специалистов – нежелание выпускников работать за предлагаемые деньги:

– Мы готовим достаточное количество студентов по разным рабочим профессиям и специалистов среднего звена. Но выпускник, отработав месяц, видит денежный результат своего труда и уходит.

   
   

В общем, по словам Виталия Загребнёва, заместителя директора «Торгово-экономического колледжа», получается, что омская молодёжь хочет добиваться всего и сразу, а не расти по карьерной лестнице, достигая всё новых высот. Но по данным Надежды Бухаловой, замначальника отдела трудовых ресурсов, миграции и развития кадрового потенциала Омского минтруда, из-за того, что все хотят получить высшее образование рынок дестабилизирован. В частности, в банке вакансий, и это подтверждают и в службе занятости, 80% – восстребованость специалистов СПО и начального профессионального образования (НПО) и только 20% – выпускников вузов. Зато пропорция выпускников обратная: 80% – окончили вуз и только 20% – колледж.

Инфраструктура на нуле

Но не только завышенная самооценка выпускников и их родителей толкает всех без исключения поступать в вуз и зачастую платить бешенные деньги частным коммерческим заведениям, лишь бы получить «модную» профессию. Многих огорчает и уровень образования в учебных заведениях СПО и НПО. Если преподаватели стараются выкладываться на все 100%, ценить каждого студента и давать им знания, то качество материальной базы оставляет желать лучшего. Наталья Шевченко жалуется, что у них в колледже станки обновляли последний раз в 1982 году. На производствах такой техники уже и нет. А из-за этого студентам не очень интересно учиться. Всё равно ведь на предприятии потом переучат.

В регионе, как и на уровне федерации чиновники от образования очень любят рассуждать о нехватке рабочих специалистов, но выделить денег на их подготовку, на обновление материальной базы, почему-то ни в минобре региона, ни у коллег из столицы желания не возникает!

В обновлении станков может помочь не только государство, но и работодатель. Но он не всегда в этом заинтересован. Иван Кучеренко, директор Омского строительного колледжа и председатель областного совета директоров заведений СПО считает, что образование обречено на неэффективное существование или вымирание, если он не имеет контакта с работодателем:

– Если работодатель не интересуется процессом подготовки, то направление профобразования в лучшем случае неэффективно. Раньше к нам в учебные заведения приходила новейшая техника. Бывало, что выпускники учились на станках которых не было на производстве, а сейчас они приходят на предприятия, а там техника ушла далеко вперед.

Да и с практикой работодатель нередко подводит: не всегда оплачивает работу студента на своём предприятии, не предоставляет наставника, относится равнодушно к будущим специалистам, которые могут уже после окончания колледжа вернуться на предприятие. А ведь это всё важно для абитуриента при выборе учебного заведения.

Хорошо, что многим колледжам удалось заключить соглашения с крупными производствами. Появилась возможность проводить учебные занятия студентов на территории работодателей, используя их производственные мастерские. Основная часть предприятий ведёт осознанный набор своих будущих специалистов, постоянно приглашая хороших студентов на практику. По словам Валерия Ковальчука, директора колледжа транспортного строительства, учреждения СПО ещё не утратили советскую систему распределения выпускников. Сохранились связи и ежегодно приходят заявки от работодателей. Но предварительно, большинство студентов проходило практику именно на этих производствах, сумели себя зарекомендовать.

Что лучше: быть востребованным токарем или сидеть дома или продавцом в ларьке с красным дипломом гуманитарного вуза решать каждому абитуриенту. Но что точно знают наши эксперты, так это то, что на рынке труда хорошие рабочие специалисты востребованы, могут рассчитывать на карьерный рост и неплохую по местным меркам зарплату. Да и спрос на них огромный. Девятиклассникам и даже одиннадцатиклассникам есть смысл ещё раз задуматься о будущем.

Смотрите также: