Омск, 22 марта – АиФ-Омск. Снегопад и дождь на минувшей неделе осложнили жизнь всем омичам. А жители домов по адресам Герцена, 13 и Рабиновича, 125 вообще чуть не уплыли вместе с дождём. Под ярким солнцем снег, не убранный на крышах, начал таять очень активно и большим потоком хлынул в их квартиры.
Утонули в своей квартире
Оба дома «управляются» компанией «Жилищник-1». Читательница Галина Андреевна рассказала, что она из-за болезни практически не передвигается и поэтому большую часть времени лежит на кровати, на которую с потолка капает вода.
- В «Жилищнике-1» меня и слушать не хотят, я оборвала телефоны мэрии, но и там ничем не могут помочь. Четыре года крыша протекает! И это ещё не наступила настоящая весна! - рыдает в трубку женщина.
В доме на Герцена, 13 жильцы обнаружили, что обои в их квартирах стали мокрыми насквозь, с люстр течёт как из ведра, а по подоконникам просто бегут ручьи. Жильцы стали звонить в управляющую компанию, но там диспетчер сообщила, что никого в конторе нет, все отмечают день ЖКХ (!). Видимо, гуляют на те деньги, которые жильцы платят за обслуживание домов. Возникает вопрос: раз снег с крыш не чистится, то где гарантия, что другие виды работ выполняются?
Геноцид «Ясной Поляны»
Нет гарантии, что даже оплата коммунальных услуг спасёт от их отключения. В «Ясной Поляне» УК не может разобраться с оплатой квитанций ОАО «Омскоблводопровод». Когда терпение поставщиков услуги закончилось, они просто отключили воду, оставив жильцов не только без возможности помыться, но и согреться. Ведь без воды не работают индивидуальные газовые котлы, отапливающие квартиры.
Как утверждает Юрий БУТЕНКО, начальник абонентского отдела ОАО «Омск-облводопровод», долг УК перед ресурсниками достиг 5 млн руб. Юрий СВЕТЛОВ, директор УК «Ясная Поляна», сообщил, что до 40% жителей не платят за воду. А может быть, всё дело в том, что вода от «Омскоблводопровода» сказочно дорога? Юрий Бутенко озвучивает сумму в 57 рублей за один кубометр, с наценкой УК эта сумма вырастает до 61 рубля. Это при том, что в городе вода стоит 14 рублей! А ведь жителям «Ясной Поляны» обещали, что их микрорайон тоже передадут городу, однако до сих пор этого не сделали. Но если вспомнить историю, то ведь этот микрорайон позиционировался как рай для бюджетников.
Это же какую надо получать зарплату в бюджетной сфере, чтобы сначала на съёмной квартире годами ждать строящийся дом, потом вместо квартиры «под ключ», как прописано в договоре, благоустраивать голые стены, а в результате платить за воду по максимальным в регионе тарифам?!
УК дерутся, или двое на одного
Судьба неплательщика может постигнуть ещё одну многоэтажку. Дом № 42 по улице Волгоградской был сдан в эксплуатацию в августе прошлого года. Коммунальные услуги жильцы не оплачивают с момента заселения. Они и хотели бы, но платить просто некому! Застройщик передал дом на обслуживание в УК «Левобережье». Не прошло и месяца, как люди решили перейти на обслуживание к другой компании. Выдержали все формальности: собрали подписи в пользу ЖКО «Полёт» - и объявили об этом «Левобережью». Но тут началась настоящая война.
Объявления, развешенные на двери подъездов «полётовцами» о том, что дом переходит на обслуживание в ЖКО, тут же срывались. В квитанциях по-прежнему фигурировала УК «Левобережье», требующая за содержание жилья немалую сумму. При этом подъезды утопали в грязи. В декабре «Левобережье» выставило счёт за отопление и водоснабжение, хотя договоры с ресурсниками не были заключены. Доводы жильцов о том, что они хотят иметь отдельные платёжки на воду, отопление и содержание жилья, УК не слушала. И тогда жильцы договорились: пока не разрешится ситуация с УК, вообще ни за что не платить! Да и те, кто оплачивал квитанции, тоже в незавидном положении. Их деньги «висят» на счету в управляющей компании.
- Я всю жизнь честно платила по коммунальным платежам, - жалуется одна из жительниц дома, - но сейчас даже не знаю, как и поступать. Теперь решать вопрос надо только через суд, где собственникам предстоит доказывать, что УК «Левобережье» обслуживание дома не производило.
Должники поневоле
А жильцы нескольких домов по ул. Волочаевской коммунальные платежи оплачивали своевременно, но в начале года им пришли корректирующие квитанции за тепло по итогам 2012 года от ТГК-11. Сумма недоимок варьируется от 5 до 7 тыс. руб.! Оказалось, что в прошлом году тепловые счётчики на доме несколько раз выходили из строя, а УК «Жилищник-5», обслуживающая дом, не предприняла никаких действий, более того, никто не сообщил жильцам, что счётчики не работают и оплата начисляется по нормативу! Сейчас у жильцов единственный законный путь - оплатить квитанции, а потом взыскивать с УК свои деньги.
Мнение экспертов
Павел Бутаков, начальник отдела эксплуатации жилищного фонда департамента администрации Омска:
- Разорвать отношения с управляющей компанией можно не всегда. Договор между жильцами и УК заключается на определённый срок, и раньше этого времени расторгнуть соглашение можно, только если компания не выполняет свои обязанности, прописанные в договоре. Если управляющая компания не выполняет существенные условия договора, то разорвать соглашение можно в одностороннем порядке по решению собственников дома. Но при этом необходимо соблюсти ряд формальностей: собрать общее собрание, провести голосование и т. д. При этом общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нём приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% от общего числа голосов.
Константин Кудряшов, глава юридической компании:
- Жалобы УК на нехватку денег из-за низких тарифов – это песня кота Баюна. Большинство УК находятся на упрощённой системе налогообложения: платят они всего 6% от выручки. При этом расходная часть непрозрачна для потребителя. Сколько имеют УК со своих жильцов? Об этом можно только догадываться. С учётом того, что на омском рынке в рамках управляющего бизнеса есть достаточно крупные игроки, говорить о том, что это нерентабельный бизнес, по крайней мере, смешно. Я бы сказал, что его рентабельность в среднем даже выше, чем в торговле. Самое небольшое повышение тарифа приносит миллионные барыши. Люди должны задуматься: хотят они кормить управляющий бизнес или нет? Знаю случай, когда УК пыталась поднять тариф, но ей пришлось оставить прежние расценки, потому что она не смогла его обосновать. Однако инициативу проявили потребители.
Александр Лихачёв, правозащитник в сфере коммунальных услуг:
- Как соучредитель трёх управляющих компаний говорю публично: если оказывать услуги в том объёме, который положен по постановлению Росстроя № 170 от 27.09.2003 года, то тарифы очень низкие. Мы в СРО управляющих организаций рассчитывали два тарифа: по нормативам (например, на пятиэтажку это сейчас 29 руб. с метра) и минимальный (11,76 руб.). Вот его город и принял, и считаю, что это верно. Если общее собрание приняло тариф выше - это его право. Знаю, что есть дома, где представители собственников убеждают жильцов принимать тарифы выше городских, чтобы поддерживать дом. Жильцы согласны на больший тариф, значит, решение собрания на стол. Но многие всё ещё считают, что им кто-то обязан что-то делать и не за их деньги. И всегда выводит из себя вопрос от самых «умных»: «Я платила 30 лет, где тогда мои деньги?». А я что, старик Хоттабыч? Кому платила - с того и спрашивай.
Смотрите также:
- ...С какими трудностями сталкиваются управляющие компании? →
- Домофоны: безопасность в деталях →
- Вот тебе и дежа вю →