Транспортные страшилки Омска: Магистрали смерти, вечные пробки и автобусы-холодильники

Фото Максима Кармаева и из архива АиФ-Омск

Омск, 11 февраля – АиФ-Омск. Даже у опытных водителей легковых автомашин появляется неслабый мандраж, когда они оказываются на трассе «Омск-Тюмень». Дорога, названная в народе «дорогой смерти», едва ли не каждую неделю уносит несколько человеческих жизней.

   
   

Так, в последние выходные января в двух авариях побило сразу восемь человек. Сначала недалеко от села Ильинка Тюкалинского района ВАЗ столкнулся с большегрузом. В результате погибли 25-летняя водитель легковушки, её мама и 4-хлетний ребёнок. Беда произошла из-за того, что водительница «десятки» зацепила колесом обочину, после чего машину вынесло на встречную полосу.

Спасти дорогу

В тот же день на этой же трассе, только уже между Крутинкой и Ишимом, «дорога смерти» унесла ещё пять жизней. Там лоб в лоб столкнулись две иномарки. Все погибшие находились в автомобиле Hyundai. Единственный выживший из них рассказал полицейским, что вся компания перед выездом была изрядно пьяна.

Власти региона и ГИБДД бьют тревогу. В 2012 году на трассе произошло 94 крупных ДТП, в которых погиб 41 человек, а 129 получили ранения. Региональные власти даже планируют установить на этой трассе знаки, мотивирующие водителей не нарушать правила дорожного движения, а также постаменты с искорёженными автомобилями.

Хотя безалаберность водителей – не единственная причина всех бед на дороге. По словам Игоря Квасова, замминистра строительства Омской области, категория дороги уже давно не соответствует тому трафику движения, который наблюдается сейчас. Когда дорога только строилась, не предполагалось, что предприниматели начнут использовать так активно автомобильный транспорт. А это, в свою очередь, происходит из-за дороговизны железнодорожных перевозок.

Вот и получается, что трасса, по которой в обоих направлениях спешат фуры, в ширину в некоторых местах составляет всего 6,6 метра. При нормативе для движения такой интенсивности в 9 метров. И как отметил Квасов, из-за этого и получается, что фуры едва ли не касаются друг друга зеркалами.

   
   

Самостоятельно область решить проблему не сможет, так как дорога является федеральной, и все полномочия по её реконструкции принадлежат Минтрансу России. Поэтому губернатором был сформирован запрос в Минтранс с просьбой приравнять участки дороги II категории к дорогам I категории, а, соответственно, III категории – ко второй. Это позволит широкие участки расширить с 9 до 18 метров, а самые узкие с 6 до 9.

Но не только федеральные трассы требуют спасения. В Омске и в районах области есть такие дороги, что проехать по ним не столько страшно, сколько даже больно. Даже импортные автомашины не справляются с такой качкой, и все прелести дорожного «кочкодрома» водители и пассажиры испытывают на себе.

Чего стоит хотя бы дорога в Муромцево. От слишком активного посещения самых привлекательных природных достопримечательностей региона как раз и спасают непроходимые дороги. А вообще ГИБДД распространило очень неприглядную для нашей власти статистику: по причине неудовлетворительного состояния дорог в 2012 году в Омске и области произошло 947 ДТП, в которых погибли 128 человек, травмы получили 1330 человек. Прирост числа аварий из-за плохих дорог по сравнению с 2011 годом составляет 30%. А вообще за весь 2012 год ГИБДД выдала почти 5 тыс. предписаний для устранения недостатков содержания дорог. Жаль, что неизвестно, сколько из них были проигнорированы органами власти.

Отменили левый поворот

В региональную программу спасения дорог и направлений, названную «Дорожной картой», вошли 119 объектов: дороги, переходы, путепроводы, перекрёстки (97 из которых в областном центре), нуждающихся в строительстве и реконструкции. Например, планируется не только расширять улицы, но и строить на перекрёстках современные развязки с выделением правого поворота и преимущественной отменой левого.

Вообще в ведомстве Олега Осинского придумали уже много действительно полезных проектов, позволяющих разогнать поток машин, стоящих на центральной магистрали города в часы пик. Так, левого поворота лишились перекрёстки Герцена и Интернациональной, а также перекрёсток у Дома печати. Идёт согласование ещё ряда подобных нововведений. Благодаря отмене поворота налево на отдельных участках дороги город получает третью рабочую полосу движения. Раньше на ней скапливался транспорт, моргающий левым поворотником в ожидании прекращения встречного потока.

Помимо либерализации на поворотах, дептранспорта увеличил интервалы работы светофоров на Красном пути, а с 1 февраля закрыли встречную техническую полосу на Ленина от «Яблоньки» до «Жемчужины» и даже собирались развернуть вспять одностороннюю улицу Пушкина, но сами, видно, испугались заданной скорости и взяли паузу на различные согласования.

Снега, снега…

Все эти планы и проекты департамента транспорта прекрасны, и они действительно могут помочь решению проблем с пробками на дорогах, которые сковывают центр Омска. Если бы не одно НО: все перемены будут иметь значение в летний период, когда мэрии города не придётся убирать выпавший снег с улиц города. Почему-то беду со снегом видят все жители города, руководство областного ГИБДД, но не мэр Омска. Вячеслав Двораковский, который заявил, что в этом году центральные улицы стали убираться даже лучше, чем в прошлые годы. К сожалению, десятибалльные пробки, сугробы на обочинах и полное отсутствие уборочной техники в отдельных районах города говорят об обратном.

Руководство омской Госавтоинспекции даже позвало журналистов «АиФ в Омске» в рейд по остановкам города, чтобы корреспонденты могли убедиться, что проблемы и нарушения имеют место. В частности, когда наш ПАЗ выворачивал с улицы Красных Зорь, на глаза начальника городской ГИБДД попала остановка, находящаяся на улице Шебалдина. Что это именно остановка, стало понятно лишь по указательному аншлагу, торчащему аккурат из двух массивных сугробов. А ведь, как заметил Дмитрий Зырянов, начальник ГИБДД по г. Омску, в округе живёт много людей, которые могли бы пользоваться этим остановочным пунктом.

Продолжаем путешествие и видим похожую, хоть и менее отчаянную картину на улице 10 лет Октября: здесь не в полном объёме убран снежный вал, не соблюдается 20-метровый интервал между сугробами и остановкой. Более того, на всех главных остановках города можно увидеть наклонную скользкую поверхность, накатанную транспортом, которая потенциально очень опасна для пассажиров. Человек, спешащий на автобус, может просто скатиться под колёса транспорта. Сергей Шевченко, руководитель областного УГИБДД, отмечает, что наиболее частые нарушения на остановках связаны со слабой очисткой бордюров; усугубляют проблему снежные валы, складируемые прямо на остановках, что сильно осложняет подъезд транспорта и видимость дорожного полотна.

Пробки и цены

Из-за снега и узости дорог омичи передвигаются на работу и с работы с убийственно медленной скоростью. Каждый вечер буднего дня сервис «Яндекс. Пробки» бодро рапортует о том, что на дорогах Омска заторы в 8-9 баллов. Утром чуть меньше, днём показатель замирает на отметке в 5 баллов.

По словам Сергея Шевченко, за последние пять лет в Омске появилось 50 тысяч новых автомобилей, а в области так и вовсе 100 тысяч. Сейчас в областном центре зарегистрировано более 372 тыс. автомашин (в регионе почти 690 тыс.). Ничего удивительного, если вспомнить какой комфорт и по каким ценам предлагает департамент транспорта за проезд в муниципальных автобусах. А ещё и мэр города Вячеслав Двораковский пообещал, что к лету стоимость билетика снова вырастет, теперь уже до 18 руб. В дептранспорта утверждают, что если тариф в 16 руб. продержится до конца года, то обновления автопарка добиться будет сложно. 322 млн руб. из бюджета потратят только на компенсацию разницы в тарифе. Причём и этих денег хватит только до августа, после чего мы просто сядем у разбитого корыта. А вот тариф в 18 руб. – это тариф развития. Тогда из 322 млн руб. бюджет экономит 200, а ещё 200 млн можно потратить на приобретение подвижного состава. Это примерно 50 автобусов, которые очень нужны Омску.

Понятно, что новые автобусы и троллейбусы омичам нужны как воздух, но ещё с большим нетерпением ждут горожане обновление парка «Газелей». Ведь именно маршрутки являются основным перевозчиком горожан по Омску.

- За 13 рублей мы людей возили практически за «спасибо», - говорит Алексей, водитель одной из «Газелей» Омска. – Сейчас и на нашей улице праздник наступил. Только привыкать к новым подсчётам пока сложно – ты и рулишь, и остановки спрашиваешь, и сдачу считаешь… Голова от всего этого пухнет.

Другой вопрос - обновят ли газелисты после повышения цены свой подвижной состав? По правилам, они должны это сделать за три года, и мэр Омска уже анонсировал появление на улицах Омска 40 новых, более вместимый автобусов. Ещё 40 машин получат коммерческие перевозчики в феврале. Другое дело, что многие из них покупать новый транспорт не спешат и используют старые «пазики», много повидавшие на своём веку.

А мы по рельсам…

Но самым комфортным видом городского транспорта может стать электричка. И идёт без пробок, и вагоны у неё вместительные.

Только представьте – садитесь вы в вагон электропоезда на ж/д вокзале и приезжаете в Нефтяники за… 20 минут. Пробки, аварии, снежные заносы, гололёд – всего этого можно будет избежать при помощи железной дороги. Высшие областные и городские чиновники уже лично прокатились по будущему маршруту, чтобы понять, есть ли смысл вкладывать деньги в новый проект.

Надо сказать, что новый маршрут довольно удобный, но, скажем так, окольный. Он проходит по окружной железнодорожной ветви, которая параллельна городским магистралям. Станцию «Московка» от станции «Комбинатская» отделяет участок протяжённостью 27 км. На автобусе это расстояние в городе можно преодолеть примерно за 1,5 часа, по железнодорожным путям – за 20 минут при скорости 80 км/час. Маршрут пролегает по границе жилых массивов Московка (старая и новая), посёлков Комсомольский, Чкаловский, Биофабрика, Учхоз, Амурский, Первого кирпичного завода, Заозёрный, Энергетиков, а также вблизи заводов Техуглерода, шинного, им. Баранова, им. Попова, кислородного, машиностроения, синтетического каучука, нефтеперерабатывающего и других. Всего – 12 остановочных пунктов. По этой окружной дороге вывозят готовую продукцию с промышленных предприятий. А раз едет электричка по окраинам, то и пересадка на городской транспорт всё равно неизбежна. Хотя тот факт, что поезд будет курсировать по той же цене, что и автобус, может привлечь внимание пассажиров.

Электричку планируется запускать три раза в день, однако по мере увеличения пассажиропотока эта цифра может измениться в большую сторону. Запуск проекта намечен на 2014 год.

И электричка действительно может стать последним спасением для омичей. Юрий Рябоконь, заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» СибАДИ, считает, что если не принять разнообразных мер спасения дорожной среды, то город встанет полностью уже через пару лет. И на работу омичи будут вынуждены добираться по пять-шесть часов:

- Мы уже стоим, а дальше будет только хуже. Полумерами, то есть расширением дорог, установкой светофоров, ликвидацией парковок с улиц, проблему не решить. Стратегическими долгосрочными мерами должно стать строительство дорог-дублеров. Но на это потребуются большие средства, а при нынешних суммах, выделяемых на организацию движения в Омске, на это уйдёт несколько десятков лет. Которых у нас в запасе просто нет.

Мнение

Олег Осинский, директор департамента транспорта:

- Городской транспорт изношен до предела, я вижу сводки о том, сколько автобусов, троллейбусов и трамваев выходит на маршруты ежедневно. И день ото дня эта цифра уменьшается. В декабре прошлого года выходило 700 автобусов, в этом году – 640. И чтобы мы ни делали, в марте их выйдет 620. Подвижной состав нужно приобретать. Общественный транспорт – это не личный автомобиль, на котором мы приехали на работу, и он стоит до вечера. Общественный транспорт – это та машина, которая постоянно эксплуатируется и изнашивается до такого состояния, что восстановлению не подлежит. То есть, когда двигатель выпадает, салона нет, а пассажир вот-вот провалится сквозь пол. Эти машины больше не используются, потому что становятся опасными.

У нас на улицах ездит пассажирский транспорт, который покупался при Рощупкине ещё в 90-е годы прошлого века. Обратите внимание, в каком состоянии сейчас эти «Мерседесы» и «Каросы». Они пробежали более 1 млн км! Для человека, у которого есть личный автомобиль, это нереальные цифры. Что касается маршрутов, то частные перевозчики новые машины приобрести не в состоянии. Да что говорить, если прошлый тариф в 13 рублей мог окупить только старую маршрутку с одним водителем, который работает в одну смену. Ездит он с нарушениями, по выходным вообще не работает. Поэтому омичам сложно было вечером уехать домой. Чтобы появилось два водителя в маршрутке, нужно платить. При тарифе в 13 рублей это было невозможно, как и обновление подвижного состава. Сегодня все эти проблемы обнажились. И город, и область не могут вытаскивать большие суммы из бюджета, потому что это действительно бездна.

Вячеслав Двораковский, мэр города Омска:

- Главная задача «Дорожной карты» - снять уровень критического напряжения омичей, которые считают омские дороги самыми плохими в России. Важно увеличить пропускную способность дорог, повысить их безопасность. Для этого планируется наладить автоматизированную систему регулирования светофоров, увеличить количество дорожных знаков и улучшить разметку, а также построить ряд объектов, облегчающих движение. Первоочередными являются путепроводы на ул. Торговой и 21 Амурской, транспортная развязка на Гагарина.

А вот что касается уборки снега в этом году, то скажу, что мы, может быть, и не успеваем очищать междворовые проезды и маленькие дороги, всё-таки зима очень снежная, но, по моему мнению, основные магистрали города убираются даже лучше, чем год назад.

Другой взгляд

Наш читатель Борис Драгунов, инженер и коренной житель Омска считает: то, что творится в Омске с транспортом, - это отсутствие профессионализма:

- Наглядный пример – метро. 30 лет назад оно было очень нужно с Левобережья к заводам им. Баранова и «Полёт», где работали тысячи людей. А сейчас, кроме престижа, оно ни одну проблему не решит. Так что лучше бы не землю ковыряли, а мосты и транспортные развязки строили. Четыре моста и виадука могли бы помочь решению транспортной проблемы: через Иртыш в районе РЭБ, через Омку в районе крокриогенного завода, Кировский виадук. Что касается четвёртого, то я слышал, что метромост должен был иметь продолжение и проходить над улицами Орджоникидзе, Герцена, Гусарова и опускаться перед мостом на улице Жукова. Ведь в нынешнем виде его появление привело к установке пяти светофоров и появлению пробок на вышеуказанных улицах. А что творится с массовым нарушением ПДД, на которые работники ГИБДД абсолютно не реагируют?! Имею в виду стоянки личного транспорта на остановках транспорта общественного. В советское время за это сурово карали штрафами, а сейчас у «Главпочтамта», «Дружного мира», «Голубого огонька» личные автомобили замучаешься обходить.

Заячья услуга

Активисты в масках со смешными зайчиками на минувшей неделе бесплатно катались в автобусах Омска и протестовали против повышения стоимости проезда до 16 рублей. Как это ни странно, себя участники акции назвали анархистами.

Анархистки настроенные «зайцы», входя в салон автобуса, интересовались у граждан, как они относятся к повышению цены билета и раздавали листовки с призывами никогда не платить за проезд. Как это ни странно, значительная часть кондукторов и водителей даже с пониманием отнеслась к акции агрессивных пассажиров.

Это уже не первая и не последняя акция омичей против резкого подорожания стоимости проезда с 12 до 16, а в перспективе и до 18 руб. В декабре омичи прошли шествием по центру Омска, а на прошлой неделе собрали пикет у мэрии Омска. Все потуги гражданского общества оказываются тщетными: мэрия города и департамент транспорта остаются неприступными в своём желании увеличить цену билета.

Смотрите также: