И сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Омской области регулярно их ловят и передают соответствующим органам для выдворения или уголовного преследования.
Вообще, новости Пограничного управления, регулярно приходящие на электронную почту редакции (спасибо активным сотрудникам пресс-службы ведомства), постоянно вызывали желание съездить и своими глазами увидеть работу охранников границы и по возможности побывать в их шкуре. Наверняка ведь это так интересно и романтично – защищать границы родины.
И вот мечта сбылась: Пограничное управление организовало выезд автора этих строк на участок российско-казахстанской границы, расположенной в Черлаке. И по прошествии трёх дней я убедился на собственном опыте, что служба на рубежах страны действительно очень романтичное, но нелёгкое занятие. Во всяком случае, уважением к нашим пограничникам я проникся. А как иначе, если за всё время пребывания на границе нашей группе встречались удивительно позитивные, патриотичные и деятельные люди? Но об этом ниже.
Чтобы не сбиваться на сумбур, стоит рассказывать всё по порядку.
День первый: звёздный час для браконьеров
Когда «Газель» с пограничниками и журналистами только начала путешествие из Омска в Черлак, автор этих строк и не предполагал, что за ближайшие 3 дня он проедет и проплывёт в общей сложности почти тысячу километров.
Дорога до Черлака – это мечта! Говорят, здесь любил ездить Леонид Полежаев. Я его понимаю: возможно, это единственное приличное полотно во всём регионе. Да и картины за окном прекрасные: то сквозь желтеющую листву проявится замечательный вид на Иртыш, то порадуют своим великолепием Ачаирский монастырь и сад Комисарова, то удивят рисунки на остановочных комплексах. Сотрудники дорожных служб не только ухаживали за полотном, но и проявили творчество в остановочной живописи. Особенно впечатлили нарисованные огромные подсолнухи и медведи. Медведи в наше время не поражать просто не могут.
Изолятор мечты!
А вот сам Черлак огорчил. Заброшенные дома и разрушенные хозпостройки отлично гармонируют с обрывом и убегающим в даль Иртыша, расположенного под ним. Бедность и серость. Одинаковые небогатые домики, стандартные типовые «советские» магазины. Только вечером мы обнаружим квартал местной элиты, украшенный фонариками и резными заборчиками.
В общей серой массе выделяются два кирпичных дома, в которых живут местные пограничники.
Братья-близнецы, увиденные мною, что-то напоминают. Ах да! Точно такие же два дома стоят в селе Одесском, где тоже расположен отдел. Кстати, и само здание отдела в Черлаке один в один похоже на своего «брата» из Одесского. Если бы на этом объекте не было военного режима (всё-таки стратегический объект), то ваш покорный слуга мог бы и сам экскурсию провести: здесь даже кабинеты одного функционала расположены точно также, как и в Одесском.
Чтобы не раскрывать государственных секретов, расскажу лишь о главном. Во-первых, больше всего поражают камеры административно задержанных, куда помещают нарушителей границы до выяснения обстоятельств. Интерьер как в провинциальной гостинице. Даже матрасы на кроватях ортопедические. Если бы не железные двери с замком, то можно было бы сказать, что очень уютно.
Во-вторых, нельзя не сказать о котельной. Она расположена на охраняемой территории комплекса отдела и может работать автономно. Вообще возможные районные проблемы с перебоями услуг ЖКХ пограничному управлению не страшны: здесь всё может работать самостоятельно. В случае нападения охраняемая территория превратится в настоящую крепость. Хотя, конечно, никаких нападений не предвидится и эти меры предосторожности лишь на всякий случай.
И наконец, в-третьих, впечатляют бильярдная и тир. Хотя и тренажёрный зал у пограничников тоже не плохой. Хоть журналистам не удалось пострелять боевыми патронами, оценить свою меткость всё же удалось. Благодаря программному комплексу «Скатт», который является тренажёром для пограничников.
Постреляли, как в «уток»
Специальная инфракрасная указка крепится на боевое оружие и на экране монитора компьютера можно смотреть за тем, как удаётся поражать (или не поражать) цель. В общем, те, кто играл на «Денди» в стрельбу по уткам, поймут как это работает.
С помощью этого оборудования пограничники оттачивают мастерство не тратя лишний раз патроны. Удалось проверить меткость и автору этих строк. Не могу не похвастаться. Если раньше я думал, что со зрением «-7» я могу быть полезен своей родине только в качестве снайпера на стороне потенциального противника, то сейчас, выбив несколько «девяток» и даже одну «десятку», я передумал идти шпионить в иностранную армию. Вдруг и своим сгожусь, если что!
Автомобильный пропуск
После экскурсии по зданию отдела, сфотографировавшись на плацу у пограничного столба, наша дружная компания всё-таки отправилась непосредственно на границу. Первым пунктом прохождения нашей недолгой «службы» стал автомобильный пункт пропуска «Ольховка». Наверняка, каждый из жителей приграничных областей хотя бы раз в жизни проходил здесь паспортный контроль.
До 1 июня прошлого года здесь располагались ещё и фитосанитарный контроль с таможней и транспортный контроль. Но с введением Таможенного союза на пункте пропуска остались лишь пограничники.
Пропуск включает в себя проверку документов (паспорт или свидетельство о рождении для детей). Напротив Ольховки располагается аналогичный Казахстанский пункт. Правда, он впечатляет: белое здание с синим стеклянным фасадом выглядит наряднее «наших» времянок и вагончиков. Но и на российской границе когда-нибудь тоже появятся стационарные здания. Сейчас и в нашей стране идёт активное выделение средств на оснащение госграницы.
Проблемные вопросы в пункте пропуска возникают не часто. Лишь при пересечении границы несовершеннолетними. У них нередко отсутствуют обязательные в этих случаях разрешительные документы (заверенное нотариально согласие родителей на пересечение границы). А вот осмотр транспортных средств происходит оперативно: пограничник с зеркалом заглядывает под колёса машины, заодно осматривает автомобиль внешне. Правда, при наличии оперативной информации, проезжающему автомобилю могут устроить и полный досмотр. На всё про всё уходят считанные минуты, чтобы очереди из автомобилистов не скапливались. Правда, при прибытии автобуса время проверки может слегка увеличиться.
Поймали нарушителей
Честно говоря, автомобильный пункт пропуска – это рутинная служба. То ли дело патрулирование акватории Иртыша! Вот где романтика. Как рассказал старший мичман Павел Попов, в период навигации (с мая по октябрь) проходит патрулирование реки с целью охраны биоресурсов Иртыша и контроля над соблюдением правил пограничного режима. Причём наблюдают за правилами пограничники как с воды (ходят на катерах береговой охраны), так и с берега. Для этого у них установлена вышка с биноклем. На которую все желающие тут же забрались.
Красота на высоте была неземная. Правда, пограничникам некогда любоваться красотами пейзажа. Но журналисты вдоволь оценили открывшийся вид, после чего состоялось, пожалуй, главное событие всей командировки на границу: водное патрулирование участка границы по Иртышу.
Но прежде чем отправиться непосредственно к водной границе, старший мичман прокатил всех желающих на моторной лодке «Кайман». Их закупили для пограничников специально, чтобы они смогли в случае чего догнать скоростные лодки нарушителей. Патрульные катера менее скоростные, но и на них дух захватывает. Даже настигшая нас в дороге непогода не могла омрачить впечатление от водного путешествия.
Одно но: на нашем пути не встретилось не одно пиратское судно, ни один нарушитель не пересекал Иртыш вплавь, в общем, вообще никаких нарушений и преступлений не происходило. Здесь нарушения - редкость, слава богу.
И вот, когда наше путешествие почти подходило к концу и мы шли на катере на место ужина, пограничники всё-таки обнаружили нарушителей правил нахождения в приграничной зоне: двое местных жителей ловили рыбу на берегу Иртыша без специального разрешения, которые в таких случаях необходимы. Жаль, что не удалось заснять как они пытались прятать сети на берегу и доказать этот факт пограничным службам будет трудно. Предприимчивые жители хотели использовать 400 метров сети, чтобы устроить улов рыбы в вечернее время, а это законом запрещено. Ловить можно только на удочку.
Казалось бы, тоже мне нарушители. Мелкие браконьеры. Но не всё так просто. Выше мы уже говорили, что в пограничной зоне охранники границы обязаны следить и за сохранением биоресурсов, которые-то два предприимчивых мужчины и хотели «выловить»! Так, что задержать их было необходимо не для хорошего журналистского кадра, а по закону. Да и чтобы другим не повадно было.
Хотя, конечно, очень масштабно выглядела вся эта картина: два мужика решили побраконьерствовать и тут на их голову идут два катера береговой охраны, в котором помимо пограничников несколько корреспондентов. Опешив от такого внимания, мужчины потупив взор, объясняли, что сети не их, а они лишь удочкой хотели ловить и готовы нести наказание только за то, что находятся в пограничной зоне без разрешительных документов. Но уже через несколько минут, почувствовав себя телезвёздами горе-браконьеры несколько распрямили плечи, стали бодрее отвечать на вопросы, в общем, поняли, что они герои дня.
А пока на берегу проходил опрос задержанных, один из пограничников путешествовал по акватории Иртыша, вблизи места задержания, и снимал те сети, которые браконьеры всё-таки успели установить. Слава богу, ни одна рыба в них попасть ещё не успела.
Как же это всё-таки приятно, чувствовать себя хоть чуть-чуть причастным к сохранению биоресурсов региона. Хотя понятно, что ущерб от двух браконьеров не такой уж существенный.
Русский офицер
После этого случая можно уже было со всей ответственностью сказать, что патрулирование прошло успешно, и мы постояли за правду! Теперь можно продолжить путь на ужин, ведь к этому моменту все изрядно проголодались, находясь на свежем воздухе.
Ну а за столом как не поговорить! И надо сказать, что сама беседа получилась крайне конструктивной. В последнее время о военных в нашей стране принято думать как-то однобоко. Что солдафоны, что кроме маршировки ничего не понимают, что служба отупляет и т.д. Так вот, могу со всей ответственностью заявить, что это не так. Уровень разговора, в котором помимо корреспондентов участвовали ещё и офицеры Черлакского пограничного отдела, позволяет судить о них только с позитивной точки зрения. Смело можно сказать, что каждый из корреспондентов получил удовольствие от общения с образованными, патриотичными и вдумчивыми людьми. Несмотря на то, что мнения нередко расходились, дискуссия стала настоящим украшением нелёгкого дня.
Мне кажется, что и журналисты для пограничников стали более понятными и приятными персонажами, нежели раньше. Да что и говорить, ваш покорный слуга тоже невольно проникся уважением к представителям почётной профессии. А это дорогого стоит. Скажу честно: за рубежи нашей Родины, как бы это пафосно не звучало, мне не страшно. Наш покой охраняют профессиональные люди, и они не подведут.
А о втором дне пребывания на границе я расскажу позднее. Во второй части мини-эпопеи под общим заголовком «Записки пограничника».
Смотрите также:
- "Мы готовили лошадей, чтобы гулять..." - признался Виктор Руппель, директор конезавода "Омский" →
- Записки пограничника 2: Корреспондент «АиФ в Омске» второй день на границе →
- Заработать на лошадях в России невозможно →