С этими вопросами мы побывали в двух омских школах на торжественных линейках, посвящённых Дню знаний.
«Модернизация», «эффективность», «информатизация», «доступность» и несколько ещё несколько звучных существительных на «-ция» и «-ость» - приоритеты современной школы. Но в данном случае нас не интересовало будущее российского образования в глобальном его понимании. Как федеральные приоритеты влияют на развитие конкретных омских школ? Оказывается, существенно.
Надо много учиться
В этом году в 115-ю гимназию пришли 103 первоклассника. Утром в субботу небольшая площадка перед школой с трудом вмещала всех родителей, бабушек и дедушек, пришедших на торжественную линейку вместе с самыми маленькими школьниками.
- Мы в своё время 1 сентября очень любили. Это был настоящий праздник: все собирались после каникул, давно не виделись, было что рассказать друзьям. После линейки и уроков мы всем классом шли гулять по набережной до вечера. Замечательное время было. А сегодня у нас пошёл в 1 класс этой школы внук Владислав, - поделился семейной радостью Василий Мамонтов, и. о. председателя Омского городского Совета. - Как и все родители, бабушки и дедушки, мы надеемся, что именно здесь он получит максимум знаний, необходимых ему для будущей профессии и для жизни. Современная школа дает возможности для этого. Мы, депутаты, считаем сферу образования одной из главных и своими решениями тоже стараемся делать всё, чтобы в омских школах у ребят были хорошие условия для учебы. Время покажет, кто вырастет из нашего первоклассника, главное, чтобы он вырос хорошим человеком.
- Думаю, что надо будет очень хорошо трудиться, учиться, много знать, выполнять все задания, - серьёзно рассуждает о будущей учёбе новоиспечённый школьник. - Буду стараться.
Полтора десятка лет назад закончила 115-ю гимназию Наталья Воробьёва, доктор исторических наук, профессор. С 1 сентября здесь будет учиться и её сын Алексей.
- В этой школе замечательная среда, система ценностей, благодаря которой дети учатся взаимопомощи и поддержке. Здесь закладываются азы творческого и научного поиска. Во многом благодаря школе и моим учителям я в 24 года защитила кандидатскую диссертацию, а в 32 стала доктором наук. Спасибо моим учителям. Сегодня я сама преподаватель, и как преподаватель считаю, что 1 сентября - это начало во всех смыслах слова.
Результат модернизации
Родители учеников гимназии считают, что их детям повезло уже в самом начале образовательного пути.
- Современные образовательные технологии дают замечательные результаты, - рассказывает Галина Юшко, директор гимназии № 15. - В нашей гимназии уровень качества знаний стабильный - 67%. У нас хорошая материально-техническая база. В этом году в рамках модернизации российского образования мы приобрели новую мебель для начальных классов с ростовой регулировкой, необходимой для здоровья детей. Во всех кабинетах установлены софиты для досок, чтобы не страдало зрение учеников. Обновили кабинет биологии. Почти на 400 тыс. руб. приобрели наглядные пособия, технические средства, установили четыре интерактивные доски, проекторы. Всё это - серьёзное подспорье в учебном процессе.
Школьное образование - это первая ступень в самостоятельную жизнь. Для выпускников это год, когда нужно собрать все силы, чтобы добиться намеченных результатов, чтобы знания, полученные в школе, помогли поступить в вузы. В этом отношении нам есть чем гордиться. Наши выпускники практически в полном составе поступают в вузы, и не только в омские. В прошлом учебном году из нашей гимназии вышли 13 медалистов, и все они подтвердили качество знаний, полученных в гимназии, поступив на бюджетные отделения омских, питерских и московских институтов. В 2012 году гимназии исполняется 50 лет. Со дня своего основания она была лингвистической гимназией. Мы с первого класса преподаём детям английский, а с 5-го наши ученики начинают изучать второй язык. Каждый год лучшие старшеклассники отправляются на обучение в другие страны, в частности по программе ФЛЭКС в Америку, затем возвращаются, экстерном сдают пропущенные предметы и выходят на финиш вместе с одноклассниками. Но самое главное для любой школы - педагоги. У нас слаженный коллектив. Учителя, которые работают в нашем образовательном учреждении, - поистине учителя с большой буквы. В школу сегодня охотно идут молодые педагоги. Из 60 учителей нашей школы - 6 молодые, с опытом работы до 5 лет. Самое главное, они закрепляются в учебном заведении, не хотят поменять работу или даже профессию. И это, на мой взгляд, - основной результат модернизации образования.
О школьниках
- Сегодняшние ученики более раскованны, более развиты, чем 10 лет назад, - считает Валентина Масалаб, заместитель директора БОУ СОШ № 61, почётный работник образования, заслуженный работник образования Омской области. - Тогда дети были скромнее, более стеснительными, что ли. Сейчас первоклашки приходят на первую линейку и сразу чувствуют себя, как дома. А выпускники более практичны, точно знают, чего хотят. Кстати, отсюда вытекает серьёзная проблема: они выбирают предметы для сдачи ЕГЭ и думают, что знания по остальным предметам им уже не понадобятся. Нам приходится много энергии и сил тратить на то, чтобы переубедить их, увлечь «непрофильными» предметами.
Другими стали и родители современных школьников. Почти все они убеждены: если подросток пошёл в 10-й класс, то после школы - обязательно в вуз. Понятно, всем родителям хочется, чтобы его ребёнок получил высшее образование. Но не всем это нужно, кто-то замечательно устроится в жизни со средним профессиональным образованием. Многим детям трудно учиться уже в 10 классе, а к 11-му они и вовсе теряются. Но родители настаивают, а результат в итоге плачевный. У нас в школе в этом году впервые за её историю двое выпускников остались без аттестатов. Нужно трезво оценивать потенциал и способности ребёнка, но в этом зачастую трудно убедить родителей, что является и нашей недоработкой.
С сегодняшними 11-классниками учителям тяжелее, чем раньше. Ведь им уже к концу года всем по 18 лет. Они считают себя совершеннолетними, взрослыми и думают, что не нуждаются в школьной опеке, протестуют по поводу и без повода. А 11-й класс - самый ответственный. Нужно всё внимание посвятить учёбе и подготовке к ЕГЭ. Из нашей школы в будущем году будут выпускаться 70 ребят. Надеюсь, они смогут найти своё место в жизни. Школа со своей стороны старалась им в этом помочь. У нас замечательный, стабильный коллектив, нет и не было текучести кадров. 30 педагогов работают со дня основания школы. Приходят и остаются молодые учителя. В нашей школе много традиций, главные из которых - дисциплина и качество образования. Когда наши дети переходят в другие школы, там получают оценки выше. Это не говорит о том, что мы занижаем им оценки, это говорит о качестве знаний, которые дети получают. Пятеро наших медалистов, закончивших школу несколько лет назад, уже получили красные дипломы в вузах. Значит, мы в своё время дали им по-настоящему глубокие знания.
Верить и добиваться
Школа не может да и не должна готовить только лишь будущих студентов для вузов. Она должна научить детей правильно расставлять приоритеты, считает Роман Слуднов, призёр Олимпийских игр, чемпион мира по плаванию. Выступая перед учениками 115-й гимназии, титулованный спортсмен внёс свою лепту в формирование их системы ценностей.
- Я сейчас испытываю чувства, как перед финальным заплывом на Олимпийских играх, - очень волнуюсь. Последний раз я стоял с одноклассниками 1 сентября на торжественной линейке в 19-й школе 16 лет назад. И, конечно, не мог тогда представить, как сложится моя будущая жизнь. Но чётко знал, что мне предстоит делать, каких целей добиваться в каждый конкретный отрезок времени. Та часть моей жизни, что уже пройдена - пройдена по плану и пройдена, я считаю, достойно. Честно скажу, я был не лучшим учеником в школе, любил только физкультуру и историю, но полученные знания оказались крепкими и глубокими, в этом я убедился, поступив в американский университет. Важно понять, как ставить перед собой цели и как их добиваться. Мой совет - ставьте перед собой большие цели. Конечно, не все поедут на Олимпийские игры в прямом смысле слова. Но свои Олимпийские игры обязательно будут у каждого, только верьте в себя и добивайтесь намеченного.
Смотрите также:
- Космос больше не манит: Кем хотят работать современные школьники? →
- Омская учительница рассказала о школьном образовании →
- Татьяна Лихачёва: "Дети чувствуют фальшь" →