Андрей Кураев: «Именно из-за Достоевского я в церкви и нахожусь»

Фото: Елены Володиной

Свои лекции Кураев прочитал студентам трёх университетов: ОмГАУ, ОМГТА и ОмГУ им. Достоевского. Без ёмкой и лаконичной характеристики явлений современности и прошедшей эпохи не обошлось. Приводим несколько тем, который поднял в Омске протодиакон.

   
   

О межрелигиозном диалоге

- Если вы хотите сравнить разные религии, то надо будет сравнивать и их идеалы. Своего дерьма у всех хватает. Но вот в чём штука. Есть два основных метода презентации – религиоведческой, идеологический – рассказы о религиях мира. Второй – исторический, социологический. В первом случае история религии - это история религиозных идей, внутренняя логика мифа. Во втором случае рассказ о том, как жили люди, принявшие или создавшие миф. Есть хорошее высказывание: «На земле был только один настоящий христианин и того распяли». А ещё есть замечательный строчки Марины Цветаевой: «Ты, как тварь, ждущая утра, чем-то здесь, всем - за окном». Вот такие же мои отношения с церковью.

Если мы хотим выделить чисто религиозный момент, то требуется некая химическая операция. Это можно и нужно изучать. А вот то, чего нельзя делать, так это то, что делает советское религиоведение до сих пор. Когда под одной обложкой, в рамках одного курса одного учебника, одна глава пишется идеологически, а другая исторически. Например, глава о христианстве пишется так: ну, значит, был там какой-то Иисус, который создал свою общину, которая верила в это и это, потом начинается инквизиция, крестовый поход, охота на ведьм… Вообщем, какие христиане в итоге оказались сволочи. Следующая глава о буддизме и великой философии Будды, об удивительной логике идей. И вы слова не узнаете о тех преступлениях, которые под знаменем буддизма творились в азиатской истории. Про инквизицию все знают? Про религиозные войны? А про участие буддистов в преследовании христиан в Японии XVIII века? Давайте уже равный подход ко всему! Но этого нет. Это такая дурная идеология, антихристианский душок здесь явно чувствуется.

Поэтому если диалог ведётся честно, он должен предполагать, что если есть желание понять суть этой религии, то надо отвлечься от этих войн, грязи и понять чистое сияние идей. Сегодня, когда ведутся межрегиональные диалоги, сплошь и рядом обсуждаются не религиозные сюжеты, вроде борьбы с коррупцией, наркоманией, алкоголизмом и изменением ПДД. Но если христиане и мусульмане вместе проголосовали за то, что указания гаишников надо исполнять, то это межрелигиозный диалог? Нет.

Об атеизме

- Слишком много дешевых брошюрок накопилось за последние 20 лет, где безбожников называют и проклятыми, и сатанистами. Но атеизм разный бывает. В одной из своих книг я писал про виды неверия. Есть такие вида атеизма, к которым я отношусь с искренним уважением, состраданием и, более того, я принимаю их. Потому что атеизм - это часть опыта христианина. Потому что и в моей жизни бывают минуты безбожности.

Замечательный опыт дедемонизации радикальных атеистов – история из 20 годов ХХ столетия. История такова – на завод приезжает лектор по атеизму и начинает рассказывать анекдоты про попов, чтобы расположить к себе аудиторию. Все хохочут, а через десять минут лектор решил прервать камедиклаб, и говорит: «Ну, товарищи, когда вы убедились в том, что попы лицемерные святоши, что бога нет…» люди замолчали. Один человек встал и сказал: «Милый друг, ты чашечку бей, но самовар не трогай!». Так и здесь. Если вы хотите обсудить то, что попы толстые, так я сам от этого страдаю больше чем вы. Но причем здесь Христос и православная вера? Камнем преткновения в диалоге между атеистами и православными является позиция, последнее слово всегда остаётся за православной церковью. Кстати, я дипломированный гуманистический атеист с красным дипломом МГУ.

О коммунистах

- Идеализировать коммунистов не надо – они разные. Зачем одним дерьмом всех мазать? Если мы не просто рассматриваем коммунизм, а именно его марксистский вариант, то там есть специфические вещи. Каков путь к этому счастью? Предположим, мы согласились с тем, что идеальное бесклассовое общество характеризуется определёнными параметрами. Согласимся с критикой буржуазного общества. Для этого даже не нужно быть марксистом, можно просто Чарльза Диккенса почитать. Но расхождение будет в моменте перехода. И если при этом сразу ставится вопрос, что мы готовы на любые жертвы, и что переход к счастью пройдёт под стук пулемётов, мы не будем соглашаться. Бывает что теория чудесна, а воплощение по-черномырдински. Путь от красивой доктрины до кровавой практики. Но не всякий христианин палач и не всякий коммунист - охранник ГУЛАГА.

   
   

О конце света

- Не бойтесь, антихриста вы не проспите. Конец света настанет тогда, когда передачу «Дом-2» перестанут показывать по телевизору. России необходимо как минимум ещё тысяча лет, чтобы стать православной страной и наша православная лень как раз и есть тот фактор, который удерживает конец света. И вообще, что такое конец света в XXI веке? Это когда я сижу у телевизоре и в формате 3D смотрю, как всё вокруг рушится. «2012» в кино. Но я в кресле и могу в любой момент нажать паузу и сходить за кофе. А потом продолжить: пятый ангел, на сцену, пожалуйста…

О патриархе Алексии II

- Его влияние на меня оказалось огромным. Я домашний мальчик. У меня в советские времена никогда не была зуда путешествий, я даже из Москвы в Ленинград никогда не ездил. Такой вот интроверт и домосед. А патриарх Алексий в начале 90- годов начал брать меня в свои поездки. С этого всё и началось. Это потом уже меня стали отдельно приглашать. С той поры моя жизнь на колёсах. Патриарх любил поездки и уставал сидеть дома. Скажу по секрету, что любил он их потому, что это помогало убежать от московских дел. В глубинке он был царь и Бог.

О Достоевском

- Достоевского нельзя читать, им можно только болеть. Это наш гениальный православный писатель, но брутальный. У остальных русских классиков мы можем говорить только о христианских мотивах в творчестве, например, у Бунина, Гоголя. Но это не специальная миссионерская литература. Это жанр ненавязчивого миссионерства, в отличие от «Лето Господня» Шмелёва. Это такой лубок, симпатичный, православный, но навязчивый. А игровой ненавязчивой литературы у нас ещё не было. Кстати, именно из-за Достоевского я в церкви и нахожусь. Заболел я им в 18 лет. Доходило до того, что брал томик Достоевского и убегал из дома. Врал родителям, что пошёл в университет, а сам бежал в библиотеку. От тех же «Братьев Карамазовых» не мог оторваться. Но с той поры Достоевского я читать боюсь.

Досье

Андрей Кураев, протодиакон Русской Православной Церкви; профессор Московской духовной академии; ассистент-совместитель кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ; писатель, богослов, философ и публицист, светский и церковный учёный, проповедник и миссионер, автор официального учебника по «Основам православной культуры». В 1984 году закончил курс высшего образования по кафедре истории и теории научного атеизма философского факультета МГУ.

Полезная ссылка: бесплатный антивирус

Смотрите также: