Впрочем, Олег АНТОНОВ, учитель физкультуры с 16-летним стажем, покорно берёт в руки мяч и улыбается в объектив фотокамеры. В спортзале обычной средней школы в районном посёлке Лузино, куда корреспонденты «АиФ в Омске» приехали на интервью, давно не было ремонта, а «инновации» и «модернизации» это место явно обошли стороной. Что абсолютно не мешает Олегу Владимировичу прививать детям любовь к спорту. А совсем недавно обычный физрук стал лучшим педагогом региона и теперь будет представлять Омскую область в финале Всероссийского конкурса «Учитель года-2012».
- Раньше для учителей физкультуры вообще отдельный конкурс существовал, - рассказывает Олег Владимирович. - Почему-то считалось, что это не тот предмет, который можно оценивать на общих основаниях.
Физкультура в российских школах с прошлого года стала одним из основных четырёх предметов. Как уживаются современные дети со спортом?
Без нормативов
- Трёх часов физкультуры в неделю школьникам хватает? По этому вопросу сейчас много спорят и возмущаются…
- Из-за третьего часа физкультуры пришлось перестраивать всё расписание. Так что трёх часов школьникам вполне пока хватит. К ним тоже нужно приспособиться. Но сейчас в школах только тремя часами физры никто не ограничивается, да и спортивные секции никто не отменял.
- Неужели после уроков ученики выберут спортивную секцию? Лень современных детей - миф?
- Не миф, а большая проблема. Вот в моём детстве был телевизор и две программы. И, кроме школы и спорта, заняться было нечем. А сейчас у детей есть всё. Я не скажу, что интерес к спорту у современных школьников сильно упал, но это чувствуется. И меняется подход к детям. Раньше, к примеру, существовала нормативная система. Не выполнил норматив - получай двойку. Теперь же важно, чему научился ребёнок, как он сможет свои знания применить в жизни. Если сможет, значит, я свою задачу выполнил.
- И как применять в жизни знания с уроков физкультуры? От бандитов убегать?
- Понимаете, практически каждый человек когда-нибудь приходит к мысли, что ему нужно заняться физкультурой. Допустим, думает лет в 30: «А почему я в своё время это упустил?». Поэтому нужно пытаться достучаться до человека раньше. Объяснять, что необходимо заниматься спортом уже в школе, а потом просто поддерживать то, чему научился. Хотя бы просто уметь убежать от кого-нибудь. Разве это плохо?
- До детей вы тоже пытаетесь достучаться через спорт?
- А до них не нужно «достукиваться». Нужно просто сделать так, чтобы им было интересно. Тогда и желание возникнет прийти на урок. К каждому нужен дифференцированный подход. И не буду я девочку, которая 60 кг весит, заставлять прыгать через «козла». Ну не сможет она этого никогда в жизни сделать. И не надо! Раньше за это двойки ставили. Но ведь можно просто заменить «козла» другим упражнением. И смеяться никто не будет. Ведь дети злыми бывают. Насмешки - основная причина, когда школьник отказывается что-то делать.
- Третий час вы как-то рационально используете? Или это просто дополнительная нагрузка?
- Я ввёл в третий урок моменты выживания в экстремальных ситуациях. Проще говоря - элементы туризма. Учу детей лазить по верёвкам, ориентироваться по компасу и карте. Чтобы они, вдруг оказавшись в лесу, могли найти верную дорогу. Найти без компаса, потому что так намного интереснее. Просто бегать по залу с мячиком - скучно.
- Начальные классы тоже к «выживанию» приучаете?
- Я люблю с ними играть. Для младшеклассников интересен не конечный результат, а сам процесс получения знаний.
«Бегайте в лесу»
- Во всей стране идёт массовая пропаганда спорта. Те же фитнес-центры в Омске на каждом углу, но в них далеко не аншлаги.
- Раньше, когда за спорт не нужно было платить деньги, им могли заниматься все. А теперь абонемент в фитнес-клуб на месяц стоит одну-две тысячи рублей. А если у человека зарплата 10 тысяч рублей и ему семью кормить надо? О каком спорте тут можно говорить? В России принято зарабатывать деньги, чтобы жить хорошо. На первом месте - деньги, потом уже здоровье.
- То есть вы оптимист и верите в то, что, если фитнес-клубы станут в три раза дешевле, люди ринутся заниматься спортом?
- С этим не все согласятся! Мне вообще диван противопоказан, у меня спина от него начинает болеть (смеётся). Если человек хочет заниматься спортом, то фитнес-центр ему не нужен. Возле дома можно побегать, в лесу, в конце концов. Но на это нужно время. Ведь тяжело идти в спортзал после 12-часового рабочего дня.
- Не могу не спросить о нашумевшей в Омске теме о зарплате физруков. Министр образования Ирина Прозорова заявила, что они получают по 60 тысяч рублей…
- Я даже не представляю, откуда эта информация берётся, и таких учителей физкультуры не знаю. Я когда в Интернете об этом прочитал, сильно удивился. Лично у меня нагрузка более 40 часов в неделю, каждый день по 10 уроков. Ещё веду ОБЖ, участвую с ребятами в соревнованиях, где есть премиальный фонд. Но больше 25 тысяч рублей я ни разу не получал.
- Вы ещё и депутат сельского поселения. Политика-то учителю зачем?
- Быть депутатом гораздо легче, чем в школе работать. Заседание совета - раз в месяц. В один момент понял, что, если ничего не делать - ничего и не изменится. Сейчас я могу что-то поменять. Пусть на уровне села. По крайней мере, я пытаюсь.
Досье:
Олег АНТОНОВ, учитель физкультуры Лузинской школы № 2. В 1997 году окончил СИБГУФК по специальности «менеджер по спорту». Увлекается туризмом. Стал победителем областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2012».
Смотрите также:
- «Я – не лучший учитель». Учитель года Александр Иванов о деле всей жизни →
- Ирина Роднина: «Я не пиарю Омск, просто говорить правду приятно» →
- Между мусором и творчеством →