Свалки и озеленение: точка зрения профессионалов

   
   

Эти данные можно увидеть на сайте www.greenpatrol.ru.

Одной из важнейших причин экологической неблагополучности города и области является недостаточное озеленение. Это вызывает тревогу, потому что от того, чем мы дышим, зависит качество жизни. И не только. Чистота в городе и в области является показателем культуры городской власти и самих горожан, и именно поэтому проблема мусора также является острой.

Для того, чтобы понять, насколько обстановка серьёзна, мы собрали за круглым столом специалистов в данном вопросе. В качестве экспертов присутствовали:

- Александр Матненко, первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Омской области;

- Виталий Путинцев, член совета директоров группы предприятий «Чистый город»;

- Жанна Захарова, управляющий ООО «ЖКХ «Сервис»;

- Зинаида Щербина, заместитель директора ООО «Омсквторсырьё».

   
   

Зелень для жизни

На самом деле проблема озеленения состоит из двух больших проблем: восстановление лесных массивов в области и вырубка деревьев в городе.

Зинаида Щербина: «В 50-х гг. я работала в управлении лесного хозяйства. Работа была чётко спланирована, и каждое вырубленное дерево замещалось другим. Высадки были постоянными. А сейчас этого, на мой взгляд, нет. Леса выглядят более бедно, запущенно». Александр Матненко согласился с тем, сегодня лесные хозяйства до сих пор не опомнились после затяжного кризиса, в котором они находились последние несколько лет.

Однако уже сегодня на Сыропятском тракте по указанию губернатора был заложен новый лесопитомник площадью 14 ГА. Кроме того, идут работы по упорядочиванию лесозаготовок, в частности так называемого красного леса (хвойных пород – ред.), запасы которого изрядно подорваны за прошедшие годы. Конечно, работа предстоит огромная, но результаты станут заметны уже через три-четыре года. Во всяком случае, сохранение лесов и их замещение – одна из приоритетных задач министерства.

Что касается города, то здесь до сих пор не принят лесохозяйственный регламент, который как раз должен определить статус городских лесопосадок. Именно этот документ защитит деревья от вырубки.  Как раньше застраивался Левый берег? С сохранением рощиц и перелесков, именно поэтому он казался таким зелёным, свежим. Сейчас, в силу отсутствия лесохозйственного регламента, этого не происходит. Мешает рощица стройке - и её безжалостно вырубают, потому что на бумаге лесочка нет, а значит, никто за него ответственности не несёт.

Жанна Захарова считает, что в идеале должен быть план-проект придомовой территории, но его нет. При этом жители нижних этажей требуют вырубки тех деревьев, которые загораживают им свет. «На данный момент у нас заявка по одному структурному подразделению (а их - четыре) на вырубку 600 тополей. А вот о том, чтобы восстановить посадки, никто не задумывается. Конечно, мы предлагаем альтернативу, которая устраивает некоторых наших собственников - кронирование. Однако, проблема озеленения – общегородская, она не должна решаться силами одной УК», - уверена Жана Викторовна.

Виталий Путинцев поддерживает коллегу и спрашивает: «Кто и куда будет вывозить древесные отходы, оставшиеся после работы?» И действительно, проблема вывоза мусора – одна из важнейших.

Грязные вопросы

Решение вопросов, связанных со сбором и утилизацией отходов, существенно усложняют пробелы в законодательстве. Так, чтобы установить мусорный контейнер, необходимо оформить в собственность земельную площадку. Иначе невозможно даже списать затраты на обслуживание этой площадки, потому что де-юре её не существует. В последнюю сессию Горсовета не прошёл документ, который бы существенно облегчил бы процесс организации вопроса. 

Ещё одна проблема – формальный характер штрафных санкций за несанкционированный выброс мусора. Юридические лица, которые располагаются на первых этажах жилых зданий, экономят на вывозе и утилизации отходов, и сбрасывают их в придомовые контейнеры. В то время, как простой расчёт показывает, что мусороперерабатывающие комапнии могли бы не повышать тариф в течение двух-трех лет, если бы бизнес оплачивал бы их услуги честно.

Штрафы за подобное поведение есть, и немаленькие - до 200 000 руб. Но участковые отказываются разбирать подобные дела, так же впрочем, как и другие органы. Наказание есть, инструмент для его реализации отсутствует.

Почему бы не придать этому вопросу более официальный характер? Ведь есть, например, У первого заместителя мэра Потапова было совещание, и там прозвучала мысль: у нас есть комиссия по социально-трудовым отношениям, куда вызывается прдеприятие и даёт объяснение по спорным вопросам. Достаточно нервное мероприятие, но дающее реальный эффект. Во всяком случае, после комиссий, число предпринимателей, заявляющих, что средняя заработная плата у них 5 000 рублей, резко уменьшается. Так почему бы не создать комиссии на уровне города по вопросам экологии?

Таким образом, большинство спикеров на круглом столе выдвинули мысль: необходимо создание экологической полиции.

«Как говорят американцы доброе слово и кольт гораздо лучше, чем просто доброе слово. Экологическая полиция могла бы стать тем самым «кольтом». Я уверен, что частные домовладельцы, юридические лица  - все те, кто мусорит в городе, разводит грязь, должны быть наказаны», - такова позиция Виталия Путинцева, к которой присоединяются остальные спикеры.

Надо, чтобы каждый в городе понял: выкинул обёртку мимо урны, заплатил за это 1 000 рублей, и в следующий раз никто не бросит эту бумажку. У нас достаточно законодательных инструментов и на федеральном, и на местном уровне.  Есть Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Министерство природных ресурсов и экологии, природоохранная прокуратура, местные органы и т.д. Но получилась ситуация, когда у семи нянек дитя без глаза. Поэтому должен быть исполнитель с полномочиями. 

Будем надеяться, что представители властных структур прислушаются к профессиональному мнению, и какие-то шаги относительно решения данных вопросов будут приняты.

Смотрите также: