В 2004 году на должность руководителя ФГУ «Обь-Иртышводпуть» был назначен Сергей Овчинников. Возглавив учреждение, он сделал всё для восстановления утраченных государственных функций на реке, нацелил коллектив на решение основных задач - выполнение утверждённой программы по обеспечению безопасности судоходства, изыскание объёмов платных работ, улучшение технического состояния флота, повышение заработной платы, улучшение условий труда. По итогам работы комиссии Росморречфлота, а также согласно решению Общественного совета при Росморречфлоте, ФГУ «Обь-Иртышводпуть» признано лучшим в отрасли по итогам производственно-хозяйственной деятельности за 2010 год, и эта высокая оценка совершенно заслужена.
Одни лишь факты
В каждом из пяти филиалов учреждения ведётся работа по строительству и реконструкции производственных баз. В Омске в кратчайшие сроки в межнавигационный период 2008-2009 годов введено в эксплуатацию судоподъёмное сооружение (слип). Теперь у путейцев бассейна появилась возможность самостоятельно поднимать суда для ремонта корпусов и движительно-рулевого комплекса, а потребность в подобных работах весьма велика. В 2010 году построено здание караванного цеха, в котором размещены службы караванного капитана и охраны флота, управление слипом.
В перспективе дальнейшего развития и укрепления производственной деятельности учреждения планируется строительство здания радиомастерской, ведутся работы по реконструкции дизельного и корпусного цехов. Созданная на сегодняшний день ремонтная база в Омске готова стать основой будущего судостроения Западной Сибири.
В учреждении внедрена новая система управления, позволяющая при использовании современных информационных технологий вести мониторинг движения флота во всем Обь-Иртышском бассейне. На судах учреждения установлено новейшее программное оборудование, обеспечивающее контроль за движением судов, расходованием горюче-смазочных материалов, что позволило решить проблему рационального использования флота, устранить хищения топлива, повысить эффективность работы учреждения и экономии средств федерального бюджета.
В навигацию 2010 года русловые изыскательские партии учреждения успешно провели работы по подготовке материалов для создания электронных навигационных карт Обь-Иртышского бассейна, введены в строй две контрольно-корректирующих станции, позволяющие судам учреждения принимать спутниковые сигналы ГЛОНАСС- GPS.
Опыт ФГУ «Обь-Иртышводпуть» по внедрению информационных технологий рекомендован Росморречфлотом к распространению во всех бассейнах внутренних водных путей Российской Федерации.
200 проверок
Но есть одна большая проблема: речникам-путейцам не дают спокойно работать. На руководителя и коллектив идёт реальная травля со стороны лиц и структур, заинтересованных в дестабилизации ситуации в бассейне. За 2009-2011 годы в отношении учреждения было проведено более 200 проверок (!) (запросы, вызовы на допросы, истребование и выемки документов и т. п.) - большинство из них были инициированы Омской транспортной прокуратурой и Омским отделом Западно-Сибирского следственного управления на транспорте.
Причины возникновения такой ситуации речникам понятны. В силу прямого указания закона добыча нерудных строительных материалов, в том числе песка, на внутренних водных путях Российской Федерации должна согласовываться с бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте, каковым в Обь-Иртышском бассейне является ФГУ «Обь-Иртышводпуть». Тем не менее, добыча строительного песка из реки Иртыш проводится без согласования с бассейновым органом, при молчаливом согласии Росприроднадзора, органов прокуратуры и внутренних дел, в интересах коммерческих организаций, что является угрозой безопасности судоходства.
ФГУ «Обь-Иртышводпуть» открыто препятствует нарушителям, направляя жалобы в правоохранительные органы и вынуждая тем самым последних пресекать незаконную деятельность. Только благодаря пристальному вниманию и контролю специалистов учреждения было заведено уголовное дело на Вадима Дедука, занимавшегося несколько лет незаконной добычей песка из реки Иртыш, в результате чего предприниматель получил доход не менее 181 миллиона рублей.
В настоящее время правительством Омской области объявлен конкурс на выполнение работ по намыву грунта для будущей плотины Красногорского гидроузла. Указанные обстоятельства ещё более усиливают интерес региональных властей к федеральному учреждению как к бассейновому органу государственного управления на внутреннем водном транспорте, с которым необходимо согласовывать строительные работы на реке, и как к организации, имеющей уникальный флот и квалифицированный персонал для выполнения данных работ.
Отказ руководства предприятия освободить занимаемую привлекательную территорию на берегу Иртыша в центре города также является одним из оснований для прессинга.
Земельные участки, на которых расположены здания управления ФГУ «Обь-Иртышводпуть» и ОАО «Омский речной порт», сегодня оцениваются многими миллиардами рублей и давно уже стали предметом интереса определённой группы лиц. Согласно градостроительным планам, эта территория должна быть застроена коммерческой недвижимостью, приносящей большие барыши собственникам застройки.
Ещё одной причиной преследований являются предстоящие выборы в представительные органы власти Омской области, в которых намерены участвовать работники речных предприятий.
Закон не нарушен
Оппоненты, несогласные с политическими, производственными и личными принципами Сергея Овчинникова и его команды, с проводимой работой по содействию установлению законности и правопорядка в Обь-Иртышском бассейне и в регионе, опасаются победы речников на предстоящих выборах, очерняют деятельность депутата Овчинникова, руководителя и гражданина под видом борьбы за законность, инициируют уголовные дела и втягивают в судебные разбирательства.
Один из примеров: в отношении Сергея Овчинникова, руководителя ФГУ «Обь-Иртышводпуть», было заведено уголовное дело о якобы имевшей место растрате государственных денег при покупке плавсредств и специальной техники. Сторона обвинения требовала снять Сергея Александровича с должности. Но о какой растрате может идти речь, если приобретённое имущество обошлось федеральной казне в 2-4 раза дешевле его рыночной стоимости и является собственностью государства?
Да и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в определении от 12.09.2008 г. по делу № 11324/08 указал следующее: «Приобретение плавсредств осуществлено из внебюджетных источников финансирования деятельности учреждения, которыми оно имеет право распоряжаться самостоятельно, средства бюджетного финансирования не задействовались, расходования дополнительных средств федерального бюджета не произошло, права и законные интересы Российской Федерации не нарушены» (страница 7 определения).
Крайние меры
Понятно, что в условиях тотального преследования очень трудно работать. На прошедшей внеочередной конференции Межрегиональной организации «Обь-Иртышский Баскомфлот» профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации, прошедшей 29 марта, коллектив ФГУ «Обь-Иртышводпуть» принял решение о защите чести и достоинства своего руководителя. Речники-путейцы решили выйти с обращением к высшим руководителям государства, дабы рассказать им о происходящих бесчинствах и попросить прямого вмешательства в дела, происходящие на омской земле. Коллектив просит прекратить уголовное дело, возбуждённое в отношении Сергея Овчинникова, руководителя ФГУ «Обь-Иртышводпуть», депутата Омского городского Совета, проводимое под маркой «борьбы с коррупцией», но являющееся на самом деле отстаиванием интересов частного капитала и интересов прикрывающего его местного чиновничества.
Люди, отдавшие свою жизнь работе на водных артериях Сибири, тяжело переживают сложившуюся ситуацию и верят в то, что, выступив общим фронтом, сумеют отстоять свои законные права, а главное, смогут воспрепятствовать расхищению недр Иртыша, ради которого, судя по всему, и затеяна вся эта неприятная «возня».
Если обращение коллектива останется незамеченным, то коллективы ФГУ «Обь-Иртышводпуть» и ОАО «Омский речной порт» готовы на крайние меры, и две тысячи человек выйдут на улицы города с митингами и акциями протеста, но хочется верить в то, что закон и разум руководителей государства восторжествуют и до таких мер дело не дойдёт.
Смотрите также:
- Надо снять риски крупных аварий, считают разработчики инвестпрограммы «ОмскВодоканала» →
- Депутаты озаботились тем, как облегчить жизнь жителям частного сектора →
- На воды Иртыша спущена новая баржа →