Такой предмет, как ОБЖ, не случайно хотят сделать одним из четырёх обязательных. В России проблема безопасности стоит остро, и нельзя пренебрегать занятиями, позволяющими быть готовым ко всем неприятностям современного мира.
Тем не менее, как нам рассказал Станислав РАДЗИЕВСКИЙ, бывший руководитель методического объединения преподавателей ОБЖ, в Омске предмет не в почёте.
- В течение последних пяти лет преподаватели и организаторы ОБЖ ощущают интенсивное давление, - рассказывает Станислав Эдуардович. - Сначала убрали часы в средней школе, да и в 10-11 классах предмет читают один раз в неделю вместо рекомендованных двух. Идёт методичное сокращение преподавателей-организаторов ОБЖ. Их заменяют учителями-совместителями. Но ведь это другие обязанности, другая ответственность, да и платят учителю меньше. Мы всем сообществом преподавателей ОБЖ писали открытые письма в департамент и министерство образования, губернатору, даже Путину! А воз и ныне там.
Разница в подходе
Казалось бы, какая разница для ученика: педагог-организатор или учитель. Но на самом деле у преподавателя обширный набор обязанностей: проведение первоначального воинского учёта, военно-патриотическое воспитание, проведение мероприятий по антитеррору, гражданской обороне, охране труда, охране жизни и здоровья учащихся, работа со сторонними организациями по обеспечению всех этих мероприятий, проведение военных сборов - всё это должен делать организатор ОБЖ. По существу, даже учебную тревогу в школе без него провести будет некому. Учитель ведёт лишь уроки в старших классах. Вот и получается, что предмет преподают не бывшие офицеры, а учителя, как правило, женщины. В итоге в журнале выставляются оценки и фиксируются темы занятий, а на практике это отнюдь не ОБЖ, а просто урок для галочки. Когда корреспондент «АиФ в Омске» в недалёком прошлом учился в школе, у него таким же методом «преподавали» краеведение - уроков попросту не проводили, а оценки выставляли.
А надо ли?
Вопрос в том, нужно ли вообще такое внимание уделять предмету. В современных условиях упор делается не на патриотизм, а на безопасность.
В западных странах теме выживания в чрезвычайных ситуациях уделяется большое внимание. Школьники с первого класса учат, как оказывать первую помощь пострадавшим, да и просто знают, где в здании школы находится огнетушитель, а где аварийные выходы.
А теперь спросите своего ребёнка, проходит ли он в школе все эти важные темы. За один урок в неделю, да ещё и с учителем-совместителем, ученики переписывают скучные лекции в общую тетрадь и в массовом порядке получают «пятёрки» лишь за посещаемость. Такая безопасность для галочки выливается в панику в момент действительно трагического события.
Не случайно на уровне федерального минобра решили выделить ОБЖ в списке обязательных предметов. Пока преподаватели ОБЖ ещё остались, можно воспользоваться их опытом, а не вынуждать писать открытые письма Полежаеву и Путину.
Официально:
Илья ДУБИН, директор департамента образования города Омска:
- Следуя закону «Об образовании», руководители школ города провели комплекс мероприятий с целью оптимизации штатной численности учреждений. В рамках отраслевой системы оплаты образовательных учреждений работники отнесены к двум категориям: основной персонал - учителя, и прочий персонал, к которому относятся остальные штатные должности, в том числе «преподаватель и организатор ОБЖ». Преобладание прочего персонала над основным ведёт к неэффективному расходованию средств. Но сокращение должности «преподаватель и организатор ОБЖ» не должно повлиять на предоставление качественной образовательной услуги по данному направлению.
Смотрите также:
- Учиться будет интереснее: Как омские школы готовились ко Дню знаний →
- Школы готовы. А дети? →
- Аварийная учеба →