Ирина КАСЬЯНОВА: «Проблемы ребёнка - не тема для суда»

   
   

Совсем недавно в мире появился отдельный институт защитников прав ребёнка. На сегодняшний день в 59 регионах России работают уполномоченные по правам ребёнка. С конца ноября такая служба появилась и в Омской области.

Место уполномоченного при губернаторе по правам ребёнка заняла Ирина Касьянова. Ирина Михайловна, в разговоре с корреспондентами подвела итоги первого месяца работы и определила задачи своей дальнейшей деятельности.

Должность нужна

- Ваша должность не стала для вас сюрпризом, всё-таки у вас богатый опыт работы в органах соцзащиты. Наверняка это не самая хлебная работа, не пожалели что профессионально занимаетесь помощью людям?

- Я уже 18 лет работаю в этой сфере, начинала в пенсионном отделе тогда еще Советского района и с тех пор ни разу не пожалела, что пришла в структуру социальной защиты. Я вообще считаю, что это замечательная школа руководителя, да и просто по-человечески можно вынести богатый опыт.

- Ваша новая должность ещё в новинку для нашей страны. Вообще нужны ли нам защитники прав ребёнка?

- Скажу сразу, такая должность введена не случайно, и месяц работы меня в этом только убедил. Несмотря на то, что было пока только 14 обращений, все просьбы очень серьёзные. Например, сразу 5 человек пришли с жалобами на случаи нарушения жилищных прав детей, особенно много проблем при разделе имущества при разводе родителей. Это необходимо исправить законодательно.

   
   

- А когда детей выселяют массово из школы искусств это нормально?

- Да мы занимаемся некрасивой историей с выселением школы искусств «Модерн». На мой взгляд, неправильно решать проблемы одних детей за счёт интересов других. Мы уже направили письмо к Виктору Шрейдеру, мэру Омска. Ответа пока нет, но надеюсь, будет принято положительное решение. Там ведь действительно занимаются талантливые дети. Они прославляют не тока свою школу, а наш регион. Обидно когда они оказываются не нужны, и их выселяют в другое не приспособленное для этого помещение.

Временная опека

- Понятно, что за месяц всего не успеть. Какие перспективы удалось определить?

- Первым делом необходимо убедить областное правительство сформировать систему краткосрочной опеки. Когда в семье кризисная ситуация и ребёнка вынуждено изолируют из семьи, его помещают в какое-то детское учреждение. Но ведь перевод ребёнка в интернат – большой стресс для малыша. А если отдавать его в семью, где к нему подберут индивидуальный подход, то стресс можно будет минимизировать. А когда отношения у мамы и папы наладятся, то он сможет легко вернуться домой.

– А приёмные родители будут материально заинтересованы?

- Меня коробит от слова «заинтересованность» применительно к такой ситуации. У людей должно быть желание обогреть и приютить ребёнка, а не корысть. Поймите приёмные родители не случайные люди. Существуют школы подготовки приёмных родителей, где их активно готовят на новую для них роль, они проходят тесты. Конечно, ребёнку будет трудно понять ситуацию, и психологу и педагогу нужно объяснять малышу, что его не забрали из семьи, а просто временно нужно пожить у хороших людей, пока мама с папой не уладят тот конфликт который есть.

- В Омске не хватает садиков. Как можно решить эту проблему по вашему мнению?

- Мы предлагаем компенсировать семьям невозможность попадание в сад. И приятно, что президент в своём послании тоже отметил эту меру. Ряд регионов уже ввёл такие выплаты. Есть родители готовые вместо путёвки в садик получать деньги. Кстати, если говорить о деньгах, то на федеральном уровне необходимо предусмотреть увеличение срока выплаты пособия по уходу за ребёнком. Как правило, в детское учреждение принимают детей с 2 летнего возраста, а пособие по уходу выплачивают до 1,5 лет. По-моему есть смысл продлить выплату пособий на эти полгода.

Найти легко

- Вы говорите, что к вам приходят люди со своим проблемами. А как вас можно найти?

- С 1 декабря работает телефон доверия (357-285). А найти нас можно в региональном центре по связям с общественностью. Кабинет 324. График приёма по личным вопросам по вторникам и четвергам с 9-00 до 17-00. А в ближайших планах для обратной связи, мы создадим свой сайт. Надеемся, что интерес проявят как родители, так и дети. Специально для ребят на сайте будет страничка, на которой в доступной форме расскажут о правах детей.

- Жители Омска смогут вас найти, а как быть селянам?

- Предполагается во всех районах создать общественные приёмные уполномоченного. Причём на общественных началах. Подберём авторитетных и уважаемых людей, особенно важно выбрать тех к кому могли бы легко обратиться дети.

- Что именно должен знать ребёнок о своих правах?

- Нужно с детского сада рассказывать ему, что он может сделать, и чего не могут сделать по отношению к нему. Это, кстати, не значит, что он в случае чего должен судиться с родителями. Жаловаться на родителей не позволяет наш менталитет. Вмешательство в личную жизнь мы считаем неправильным. Но если семья неблагополучная, то, на мой взгляд, вмешиваться должны. Но только не суд. Сегодня достаточно много служб, кто должен этим заниматься. К сожалению, иногда они недостаточно выполняют свои обязанности. Есть социальные работники, воспитатели. Они должны заниматься не только ребёнком, но и семьёй. Нужно комплексно подходить к разрешению конфликта.

- В России издавна спокойно относились к телесным наказаниям и, мягко говоря, повышенному тону голоса. Разве можно в раз отказаться от традиции?

- Психологи утверждают, что телесные наказания и крик – это лишь слабость родителя. Проявляя насилие моральное или физическое, мы, взрослые, просто усугубляем конфликт, и ребёнок не понимает, за что его наказывают. Отчего усиливается его протест.

- А как вы воспитывали своего ребёнка?

- У меня уже взрослый сын. Ему уже 31 год. Поэтому сейчас я получаю удовольствие от воспитания трёхлетней внучки. Так ли я воспитывала сына, как надо, сказать сложно. Когда мы молодые родители, мы занимаемся воспитанием не совсем предметно. Есть масса забот. Проблемы, дела, которые затягивают. Скажу так, когда ты видишь, что главная опора и главная поддержка – это твой ребёнок, то можно определить, что всё правильно сделано в жизни. У меня, наверное, именно так.

Образование не магазин

- У выпускников детских домов часто возникают проблемы с жильём. Естьк акие то меры помощи в этом вопросе?

- Тема обеспечения сирот жильём острая, и решается проблема не всегда верно. Существует проблема сохранности квартир, тех сирот, которые имеют какое-то жильё, есть проблема когда дети получают место жительства, но не могут правильно распорядиться этой возможностью. Нередко предприимчивые люди обманывают их. Часто те квартиры, которые получат детдомовцы превращаются в притон. Ведь они просто не знают, как это жить самостоятельно. На мой взгляд, для выпускников просто необходимо постинтернатное сопровождение. Согласитесь, даже в нормальных семьях крайне редко родители выпускают детей в жизнь сразу в 18 лет. Да и в стенах детского дома надо менять систему. И воспитывая ребёнка в коллективе, нужно готовить его к самостоятельной жизни. Ребёнок должен понимать, как правильно потратить деньги, он должен знать, сколько стоит булка хлеба.

- На слуху примеры стран, где родителя жёстко наказывают, когда он накричал на ребёнка. Соседи наперебой сообщают куда следует, и человека чуть ли не родительских прав лишают. Насколько это справедливо?

- Эти судебные решения, в чьих интересах? Родителей? Нет. Ребёнка? Точно нет, ребёнок не хочет остаться без родителей. Так вот нужны ли такие инциденты? Другой разговор, что очень хорошо, когда люди неравнодушны к бедам соседей. Но не стоит увлекаться.

- После сериала школа и бурного обсуждения в обществе, нет ли смысла создать должность уполномоченных по правам детей в каждой школе?

- Внимание школам конечно нужно. Есть регионы, где есть уполномоченные в школах. Но меня настораживает тот факт, что защищать детей будет сотрудник этой школы. Будет ли он объективен? Да конечно нет! Поэтому на первых парах этого мы вводить не планируем, лучше сами будем ездить в школы, будем встречаться с детьми. Причем желательно без участия взрослых. Потому что, как правило, когда приезжаешь с проверкой, тебя ждут и готовятся, а если поговорить с детишками, они открываются и нередко рассказывают истории нелицеприятные для взрослых.

- В новом законе об образовании слишком много комерциализированно. Не все родители смогут, а некоторые и не захотят платить за своих детей. Не нарушает ли закон права ребёнка?

- Конечно, это плохо, когда всё образование строится на коммерческой основе. Поэтому моё отношение нельзя назвать положительным. И на следующей неделе, когда будет обсуждение проекта закона, я выскажу своё мнение. Надеюсь, что его услышат. Есть ведь талантливые ребятишки в многодетных семьях, или дети-инвалиды. Но, к сожалению, семьи не смогут оплачивать обучение. К таким ситуациям, безусловно, необходимо отдельное внимание.

Досье

Ирина КАСЬЯНОВА в 1987 году окончила юридический факультет ОмГУ. Отработала 18 лет в органах социальной защиты. До назначения уполномоченным по делам ребёнка была заместителем министра труда Омской области.

Смотрите также: