«Барнаульский метрополитен обновил схему линий и станций» - сообщает официальный сайт МУП «Барнаульский метрополитен». Жители Барнаула оставляют комментарии к новости: «Спасибо за обновление схем. Стало очень наглядно и понятно». А вот жительница Нью-Йорка оказалась сайтом недовольна – просит его владельцев наказать: «Уважаемый Владимир Владимирович, прошу принять меры в отношении организаторов сайта Барнаульский Метрополитен, которые вводят заблуждение иногородних граждан о существовании метро в городе Барнаул Российской Федерации».
Женщину можно понять - метро в Барнауле нет. Как нет его еще в десятке российских городов, где выдуманный метрополитен становится частью городского мифа наряду с реальными объектами, вдохновляя жителей на создание разного рода культурных артефактов. Причем наличие фальшивых сайтов, шуток, видео и демотиваторов никак не связано с тем, собирались ли вообще в этом городе метро строить. Мечты о метро воплощают в виртуальной реальности жители Набережных Челнов, Уфы, Красноярска, Барнаула, Липецка, Калуги, Валдая и даже жители поселка Кореновск Краснодарского края, а список можно продолжать и продолжать.
Из всех перечисленных городов метро начинали строить только в Красноярске и Омске. В одном тоннели и вовсе засыпали, в другом не могут ни засыпать, не достроить. Недавно Омский метрополитен занял второе место в топ-10 несуществующих метро. У него есть свой правдоподобный сайт, но известностью он не пользуется. Зато популярны различные видео, шутки и демотиваторы. И популярны тем более, что в прошлом году власти официально признали, что денег на достройку не хватит.
История вопроса
Говорить о том, что в Омске нужно строить метро, начали в 60-х годах прошлого века. Однако само строительство началось только спустя 30 лет. С 1992 года планы и проекты неоднократно менялись, потому что схемы устаревали быстрее, чем приходили в город деньги на стройку. В 2005 году открылся «метромост» – к этому времени метро уже стало нужным и Левобережью, которое раньше в расчет не принимали. Следующую новость строители подкинули еще через шесть лет – в 2011 году открылся переход у метромоста, который также является выходом к вестибюлю станции «Библиотека имени Пушкина». Над четырьмя выходами из-под загруженного перекрестка с тех пор красуются буквы «М».
Настоящее время. Полностью готова одна станция и тоннель на следующий берег. Пока заинтересованные общественники предлагают перепрофилировать омские тоннели для скоростного трамвая, вопрос о метро омский журналист поднимает на пресс-конференции Путина. И получает честный ответ: «Денег нет». Нет денег – нет метро. Так может быть, и хорошо, что нет?
«Главное – магнитики на холодильник»
На стройке омского метро многие побывали – компания-подрядчик периодически водила на экскурсии школьников и журналистов. После последней экскурсии, когда омичи узнали, что тоннель между правым и левым берегом уже готов, и его можно пройти пешком, мысль о том, что делать-то больше ничего и не надо, витала в воздухе. Коллективное бессознательное 10 июля 2013 года выразил в своей записи в социальной сети омич Дмитрий Цветков, IT-специалист.
«Каждый раз, как к нам в Омск приезжают зарубежные гости, мы мучаемся вопросом – что им показать? После того, как последних наших туристов из Аргентины я сводил в омское метро (и им понравилось) меня посетила мысль. А давайте не будем его достраивать? Ведь всё равно не получится (новость от 4 июля 2013: Миллиард на омское метро пошел на погашение регионального госдолга)».
Запись собрала больше 400 репостов почти 2 тысячи лайков, притом, что у молодого человека в социальной сети нет и 300 «друзей».
Как рассказал «Аиф в Омске» Дмитрий, сам он не против того, чтобы в городе было метро, но реалистичной эта перспектива, как и многим другим горожанам, ему не кажется.
- Метро конечно лучше, чтобы было, чем не было. Однако мало его построить, его ещё нужно и содержать, - справедливо отмечает Дмитрий. - По моему скромному мнению, нашему городу фотографов и продавцов это не по карману. Гораздо реальнее и полезнее для здоровья населения было бы организовать качественную сеть велодорожек. И без развития наземного общественного транспорта, конечно, не обойтись.
И вместе с тем омич отлично понимает, что его идея, которая получила такую большую поддержку, тоже вряд ли воплотится в реальность, по крайней мере, в нынешней ситуации: «Текущее руководство вряд ли достигнет того уровня самоиронии, который я описал, рассчитывать на это не стоит». Притом, что все основания для иронии дала сама эта власть. Дмитрий Цветков: «На мой взгляд, повод для мемов и насмешек дали те, кто поставил букву «М» на переход».
Омское метро – самое читающее метро в мире
Омское метро – шутка не только для продвинутой молодежи в Интернете. 18 февраля мэр города Омска Вячеслав Двораковский проводил встречу с жителями Центрального округа Омска. Жители задавали вопросы. Наконец встала бабушка и спросила: «Будет ли в Омске метро и когда?» Реакцией зала на этот вопрос был дружный искренний смех. Тема метро - почти как региональное упражнение чтобы разрядить обстановку.
А омичи тем временем уже хотят жить так, как будто метро в Омске есть. Судя по копирайтам в «подвале» сайта Омского метрополитена, создан он был только в 2013 году. По внешнему виду и структуре он очень похож на барнаульский сайт. По мнению его создателей, в Омском метро должно быть не меньше 61 станции, а поездка в омском метро стоит всего 10 рублей(в омских автобусах проезд сейчас стоит 16 рублей, в маршрутках - 18). Весьма интересный и регулярно обновляющийся сайт, между тем, в Омске не слишком известен, да и в поисковиках по запросу «омское метро» выскакивает не на первой странице. Возможно, своей минуты славы он еще дождется.
Сам Василий Мельниченко тоже тему метро не обошел вниманием В марте 2013 года вместе с группой молодых художников он провел художественную акцию «Метро Читай», в которой Омском метро позиционировалось как самое читающее метро в мире. Имитируя поездку в воображаемом метро, «пассажиры» держались за «поручни», погруженные в чтение своих книг.
– В метро очень распространена мода на чтение книг, все едут и читают книжки. В Омске же пока есть только одна станция – библиотека им. Пушкина. Вот мы и решили выразить свое ироничное отношение к мифу с омским метрополитеном и показать, какой город Омск в целом образованный, читающий, молодой. Хотели собрать сразу несколько мифов о нашем городе в одном месте. Так и родилась идея проекта «Читай метро, - объясняет Василий Мельниченко идею арт-акции. И добавляет. - Вообще, были надежды на то, что с приходом новому губернатору Омской области достанет ума убрать букву «М» с подземного перехода, но этого не произошло. Но в реальности-то мы все понимаем, что оказываемся не в метро, а просто под землей.
Есть у Василия и предположение, почему над переходом висит эта удивляющая всех буква «М»: «Наш бывший губернатор, Леонид Полежаев обладал уникальным талантом, умел дарить надежды, открывать новые перспективы, закладывать камни. Полежаев хотел показать, что метро у нас уже есть, как есть и аэропорт Фёдоровка, и теннисный комплекс, и завод по производству биотоплива и много чего ещё. Он говорил о том, как все будет прекрасно через 20 лет. Но на смену ему пришла команда вялых соломенных людей, которые не поняли, с чем имеют дело, и начали заниматься своими делами, а не управлять городом. Им и в голову не приходит, что город – это некое единое пространство, а мифы города очень сильно влияют на поведение людей, которые живут в этом городе. Вот поэтому и осталась буква «М».
«М» - это «Миф»
Омичи говорят о заколдовавшей город букве «М» не просто так. Как рассказал «АиФ в Омске» культуролог Евгений Груздов, заместитель директора Городского музея «Искусство Омска», у мифа было несколько этапов развития. Буковка «М», как вишенка на торте, увенчала длившийся десятилетиями процесс формирования городской мифологии.
Евгений Груздов говорит также о том, что метро подчеркивает несоответствие между реальным положением Омска и мечтами власти и жителей:
- С самого первого этапа миф метро определил оппозицию: внешняя сторона городской жизни и внутренняя. Внешне мы город - миллионер, центр субъекта Российской Федерации, а по организации жизни мы – заштатный городок, который не способен к решению таких задач (то инженерно, то финансово, то управленчески). Если сравнивать с другими городами, где нет метро, но есть миф, то мы просто увязли в этой собственной несостоятельности, у нас есть доказательство – «метро». А у них есть мечта. У нас её уже нет. Может ли история повториться в других городах? Да. Но пусть наша история послужит уроком: мечты надо выполнять, иначе - комплекс неполноценности. Метромания подобна графомании: делать делаю, но так, что никому это не нужно.
Игры для всех и каждого
На омское метро на сегодняшний день потрачено уже больше 8 миллиардов рублей. По сути, вся эта стройка - символ российской действительности, когда громадные деньги из бюджета уходят в никуда, никому не принося пользы. Омское метро – маленькая «олимпиада», которая не получает завершения, своеобразный символ растраты бюджетных средств. Однако люди омское метро не ненавидят, а относятся к нему с иронией и порой самоиронией.
- Мы, омичи, не может это ненавидеть, это же такая игра, в которую мы все играем, узнаём самих себя в этой игре. Это наше зеркало своего рода, - говорит Василий Мельниченко. – Это как метромост – метро нет, а метромост есть. Всем же этот факт, что метро нет, а мост есть, очень нравится. Это такая идентификация Омска. Мы понимаем, что мы в принципе здесь все не живем, нас вообще нет на карте. И если в Москве говоришь слово «Омск», все переспрашивают: «Орск?». Потому что информационного поля у Омска нет вообще, он ничего не производит. Омск - это город-фейк. И мы, омичи, узнаём себя в этом фейке, который нам сделали те, кто нами управляет, городом, экономикой, инфраструктурой. Поэтому мы как в зеркало смотримся и играем, корчим рожицы, а иначе мы все умрем от страха.
Сами горожане вряд ли осознают, что мифологическое омское метро – это в том числе стремление подтвердить извечный русский миф о том что «мы, русские, непобедимы». Хотя главная причина, которая порождает местную мифологию, это все-таки желание вскрыть несоответствие «действительного» и «произносимого вслух», противопоставить его официальной реальности. Но все таки есть в этом и претензия на уникальность. «У нас буква М есть, а самого метро нет – где еще такое найдешь?» - спрашивают омичи. И отвечают сами - «Такого нигде нет».