Патриотизм здорового человека. Любовь к Родине может объединить молодёжь

В ДОСААФ научат управлять бронетехникой. © / Александра Горбунова / АиФ

Кто сегодня занимается патриотическим воспитанием? Об этом корреспондент «АиФ в Омске» побеседовал с председателем ДОСААФ России по Омской области Александром Фабрициусом.

   
   

Александр Набатов, «АиФ в Омске»: Александр Соломонович, в советское время каждый школьник знал, что ДОСААФ – добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. Что изменилось в деятельности организации в постсоветское время: осталось одно название или отношения с российской армией удалось сохранить?

Александр Фабрициус

Александр Фабрициус: Проводя мероприятия, я всегда спрашиваю у детей, знают ли они, как расшифровывается аббревиатура ДОСААФ. Кто-то знает, кто-то нет. Но могу сказать, что нам всё же удалось унаследовать знаковые традиции. В 2017 году мы отметили 90-летие нашей организации. Конечно, мы все с вами помним ДОСААФ СССР: лотерею ДОСААФ, прыжки с парашютом, огромное количество техники и кружков. Страна менялась; понятно, что не могло не меняться наше общество. Даже название претерпевало несколько редакций: были мы и РОСТО ДОСААФ (Российское оборонно-спортивное техническое общество), и просто РОСТО - и вот снова мы называемся ДОСААФ России. С гордостью отмечу, что Омск в этом движении один из лидеров.  

Сейчас у нас три направления работы. Если мы говорим о сотрудничестве с Вооружёнными силами, то по соглашению с Минобороны мы готовим курсантов-допризывников по военным специальностям. В Омской области предлагаем получить водительскую категорию С, D, E  (грузовые машины вроде КамАЗа и Урала, автобусы и БТР). Мы сегодня учим курсантов на БТР-80, чтобы они в армии сразу определились со своей специальностью. Минобороны предоставляет технику, мы предоставляем классы и преподавателей. Таких школ в регионе всего семь. Шесть расположены в районах области: Исилькульском, Называевском, Тарском, Большереченском, Калачинском и Таврическом. В Омске работает объединённая техническая школа. Я всегда говорю парням, что, имея категорию С, получение которой оплатило государство, молодой человек не только в армии найдёт себе призвание, но и после службы сможет начать зарабатывать на жизнь, работая водителем.

Второе направление -  патриотическое. В каждом местном отделении, а их в регионе 27 в 32-х районах области, работают председатели ДОСААФ. Они встречаются с ветеранами, взаимодействуют с поисковыми отрядами, проводят мероприятия для школьников.

Третья составляющая – спортивная. На территории разных районов области у нас развиваются разнообразные виды спорта: мотокросс, автомногоборье, пулевая стрельба, радиотелеграфия, водно-моторный спорт.

Юнармия – клуб по интересам

- Заметно, что в последнее время патриотическое образование слишком активно склоняется к военной тематике. Взять ту же Юнармию, о которой сейчас много говорят. Почему патриотизм должен быть связан с такими не очень мирными понятиями, как армия и война?

   
   

- Действительно, многие люди говорят: «Зачем в армию детей подтянули?» А я всегда отвечаю, что это не армия – это, по большому счёту, секция по интересам. Спортивные или музыкальные секции же существуют, а кто-то хочет заниматься военной специальностью – вот и для них нашлась организация.

В ДОСААФ проходят различные соревнования. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Года три назад, когда я работал министром по делам молодёжи, мы создали центр патриотического воспитания. Тогда было много споров о том, как его назвать: Гражданско-патриотический центр или, может быть, Военно-патриотический центр. Дискуссия была жаркая. Одни предлагали не смешивать патриотизм и войну, дескать, ребёнок не должен быть слишком военизированным, у других была своя аргументация. В итоге мы ушли от этого конфликта и назвали просто: Центр патриотического воспитания. На сегодняшний день действительно многое в этом направлении сместилось в сторону военных. Во-первых, у Минобороны появился серьёзный стимул создать своё движение школьников – так и появилась Юнармия. Но я всё-таки считаю, что она необходима для конкретных детей, которые пришли туда целенаправленно. Одним купили скрипку - и они занимаются музыкой, а другие вступают в Юнармию, потому что у них душа лежит к военной специальности, и в этом нет ничего плохого! К тому же посмотрите: сколько националистических групп среди молодёжи! Почему они создаются? Они нашли какие-то общие интересы, они думают, как обидеть представителей других народов, оскорбить их. На этой тематике и сходятся. Так вот, Юнармия и иные патриотические клубы, которые есть у нас в городе, обладают несомненным профилактическим эффектом против этих националистических кружков.

На патриотических занятиях с детьми говорят о Родине, о защитниках Отечества, не дают забыть о подвигах народа во время Великой Отечественной войны. Нет ничего удивительного, что новые поколения не так хорошо знают о ней, как знали мы. Всё-таки от них она так же далека, как от нас война 1812 года. Тем не менее надо знать основные вехи той войны.

Сейчас в обществе есть определённые тенденции к разрушению каких-то важных вещей. А патриотическое воспитание необходимо, чтобы объединить молодёжь, дать им какую-то общую идею, концепцию и цель. Оно даёт и примеры для подражания. Не секрет, что позитивных примеров биографий сейчас очень мало. Мы разучились восхвалять тех героев, которые есть. Хотя и говорить о том, что наши дети не являются патриотами, тоже неправильно! Вообще, если сейчас остановить ребёнка на улице и спросить: «Ты патриот или нет?» - он не найдёт что ответить…

- И я бы не знал, что ответить на такой вопрос… Смотря в каком смысле, что вкладывают в это понятие…

- Вот именно! Вы свою семью любите? Город уважаете? Видимо, да, раз до сих пор отсюда не уехали. И из страны не уехали. Другой вопрос: что-то в ней нравится, что-то нет…

- Так все не уехали, из тех, кто остался…

 - Так вот и значит, что все - патриоты. При этом я не хочу сказать, что все должны оставаться на насиженных местах. Каждый мечтает расти в мастерстве. Кому-то приходится уезжать из Омска для того, чтобы развиваться. Но если я уехал из Омска и работаю за его пределами, я перестаю быть патриотом родного города? Да нет, наоборот, мир узнаёт об Омске через людей, которые для профессионального роста переезжают в другие города и страны.

Подводя итог про патриотизм, я так скажу: прививать его нужно, и необходимо гордиться теми историческими вехами, что у нас есть в прошлом, участвовать в жизни города, страны и даже трудового коллектива. Всё это и есть патриотизм.

Техника в ДОСААФ приводит молодых омичей в восторг. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Сплошной негатив

- Вот вы достаточно логично отметили: патриотические организации - это такие клубы по интересам. Если ребёнку купили скрипку – он будет скрипачом, если шиповки – футболистом,  а есть ещё один вид досуга – патриотические кружки. Но ведь по факту мы видим, что государство пропагандирует лишь одно из этих направлений. Вообще у нас в обществе сейчас многое заточено на войну. Взять хотя бы новые и вернувшиеся в обиход названия общественных движений: Юнармия, Народный фронт, ГТО, Военно-историческое общество… Почему-то оно не мирно-историческое. Вокруг человека, особенно молодого, формируется информационное пространство, в котором не о скрипачах рассказывают, а говорят круглые сутки об армии и войне…

- Не совсем соглашусь с вами. В нашем информационном пространстве, на радио и телевидении, вообще часто говорят не о том, что нужно. Вместо позитивной картины мира СМИ обсуждают, сколько разбилось автомобилей на метромосту, сколько мужей зарезало жён и сколько сгорело домов. Этот негатив везде.

- Именно это почему-то воспринимается зрителями и читателями лучше всего. Никто бы не стал об этом столько писать, если бы люди не искали эту информацию…

 - А где сегодня в прессе можно прочитать про то, как в школах создаются ячейки Юнармии, или о конкурсах скрипачей, или о достижениях юных спортсменов, которые привозят победы из других регионов? Эти положительные новости просто не берут! Но вернусь к военной тематике. Хотим мы того или нет, но любое государство без своей армии не может быть полностью самостоятельным.

- С этим никто не спорит.

- И если бы в нашей стране за последние годы не подняли вновь имидж нашей армии, мы можем только догадываться, где бы мы были в противостоянии вызовам времени: террористы, религиозные фанатики, запрещённые экстремистские организации являются серьёзной угрозой не только для нашей страны.

- Вы уверены, что патриотические организации помогут противостоять каким-то националистическим группировкам? Не секрет, что большинство подобных организаций очень военизированные: в них входят люди, умеющие стрелять, внутри организации существует жёсткая, почти армейская, структура и дисциплина. Не научим ли мы для таких объединений будущий электорат и потенциальных бойцов?

-Если бы мы просто в своих клубах бездумно учили детей стрелять в тире, не занимаясь с ними другим, это могло бы произойти. Поэтому мы так много времени уделяем разъяснению простых человеческих правил. Например, говорим, что оружие применяется только в военное время, в мирное время направлять на человека его ни в коем случае нельзя. И подсознательно это понимание у человека появляется. Наши школьники, записавшиеся в ту же Юнармию или патриотические кружки, не только умеют пользоваться оружием, но и ответственно относятся к этому процессу.

Свой путь

- Может быть, попробуем разрушить ещё один сложившийся стереотип о том, что патриотизм в последнее время стал восприниматься синонимом самоизоляции страны. Уж больно много «штатные патриоты» из телевизора говорят про особый путь России, о том, что мы живём в кольце врагов... И эта риторика здорово отличается от какого-то французского или немецкого понимания патриотизма. Те же французы понимают и ценят свою культуру и историю, не забывают о предках, но при этом отдают себе отчёт в том, что они живут в одной цивилизации с соседями, что западный мир - это общность. Не зря ли мы закрываемся от мира?

- Противопоставление ассоциируется с санкциями против России. Против нас их ввели, поэтому мы и закрылись. У нас есть свой менталитет. Мы великая нация, которая знает что ей нужно. И к этому будущему мы идём. Может быть, не так быстро, как хотелось бы, но лиха беда начало. Нашему демократическому обществу не так много лет. Новая Россия родилась в 1991 году, мы ещё не достигли зрелости в этом смысле. По меркам западных демократий это совсем небольшой срок, поэтому нет ничего удивительного в некоторых поворотах в этом процессе.

Всё-таки политические игры, которые сейчас и в России, и вокруг России, не на пользу никому. Нынешняя ситуация напоминает в какой-то степени времена холодной войны. Получается, что на этом витке истории это ощущение вернулось. Да, после падения железного занавеса стало понятно, что мы ничем не отличаемся от европейцев. Многие наши сограждане уезжают в другие страны и не чувствуют себя людьми второго сорта, да и иностранцы, приезжая в нашу страну, видят, что русская культура и история близка им, эта история общей цивилизации. Думаю, что властям разных государств есть смысл как-то налаживать контакт между странами. Потому что люди к этому готовы.

Досье
Александр Соломонович Фабрициус. 10-кратный чемпион России по автокроссу, мастер спорта по автомобильному и водно-моторному спорту, трёхкратный обладатель Кубка Сибири по автомобильному кроссу, двукратный чемпион России по зимним трековым гонкам. В 1989 году окончил институт физической культуры (факультет военно-технических видов спорта). Председатель ДОСААФ России по Омской области. До этого назначения работал министром по делам молодёжи, физической культуры и спорта Омской области.