Безграничные возможности добра. Омичка развивает инклюзивное волонтёрство

В гостях у «АиФ в Омске» побывала руководитель проектов по работе с особенными людьми Анастасия Минасян. Девушка уже много лет занимается наставничеством и знает всё о том, как правильно общаться с человеком, который ограничен в своих физических возможностях.

   
   

Анастасия поделилась, насколько важно волонтёру в ходе обучения прочувствовать на себе ограниченность в физических возможностях, что нужно делать, чтобы волонтёрство не превратилось в рутину и в каких добровольческих акциях современная молодёжь может реализовать свой потенциал.

Особый стиль жизни

Корреспондент «АиФ в Омске» Юлия Миленина: Анастасия, как вы пришли в волонтёрство?

Анастасия Минасян: Всё началось в 2015 году, когда я стала руководителем волонтёрского отряда колледжа профессиональных технологий. На первом этапе в штабе было 30 человек, сейчас 45. Это прежде всего студенты, которые хотят помогать другим людям.

Вообще коллектив сформировался ещё в 2009 году, когда я была студенткой. В какой-то момент начала активно участвовать в проектах. Это увлекательно, незабываемо и масштабно! Сразу поняла, что, будучи участником добровольческого движения, можно ежедневно открывать для себя много нового, ведь ни одно мероприятие не пройдёт мимо тебя.

- Когда вы только начали заниматься волонтёрством, какое событие впечатлило больше всего?

- Соревнования по плаванию для людей с ограниченными возможностями и инвалидностью, которые проходили на базе спортивного комплекса «Юность». Мои волонтёры были уже на месте, а мне нужно было приехать и проконтролировать их работу. На входе в здание я встретила женщину, которая предложила проводить меня до бассейна. Пока мы шли, она рассказала, что в состязаниях участвует её дочь. Дальше я увидела, как волонтёры погружают эту девочку с коляски в воду.    
   

В заплыве спортсменка пришла к финишу одной из последних. Её первыми словами после преодоления дистанции были: «Мамочка, я же молодец?» И если учесть, что все проплыли за 40 секунд, а она минуты за три… Это было очень сильно! После этого обыденные проблемы оказываются не настолько уж и важными.

- Сейчас вы возглавляете региональное отделение волонтёрского центра «Абилимпикс». Объ­ясните, в чём его специфика?

- «Абилимпикс» - это чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. В нашем регионе он проходит с 2017 года. Этой весной, в апреле, запланирован уже четвёртый чемпионат.

Участники могут проявить себя в таких компетенциях, как «Адаптивная физическая культура», «Ресторанный сервис», «Медицинский и социальный уход», «Фотограф-репортёр», «Актёрское искусство», «Учитель начальных классов» и многих других. Если ребята побеждают на региональном чемпионате, в следующем году они уже не участвуют, позволяя другим конкурсантам продемонстрировать своё мастерство. Тем не менее победители основных компетенций получают возможность стать участниками национального чемпионата, который проходит в Москве.

Инклюзивное добровольчество требует специальных знаний. Фото: Из личного архива

- Что ещё мотивирует людей с особенностями здоровья участвовать в таких мероприятиях?

- Конкурс помогает найти хорошее место для дальнейшего трудоустройства. Даже на примере нашего колледжа могу сказать, что положительный опыт, конечно же, есть. Например, спортсмен-паралимпиец по фехтованию Константин Бейч учился в колледже, после его окончания остался работать преподавателем. Он также является членом сборной Омской области и России по фехтованию на колясках.

Другой пример - Влади­слав Комратов, который сейчас работает тьютором в колледже и тренером в секции волейбола. Трудоустройство ведётся. Это происходит не так быстро, как хотелось бы, да и не всегда сам человек с инвалидностью готов к работе. Но если их это устраивает и интересует, то, безусловно, коллектив с радостью примет новых сотрудников.

- Сложно ли стать участником отряда «Абилимпикс»?

- Чтобы войти в нашу команду, достаточно написать мне в соцсетях и сообщить о своём желании. Можно для начала пройти дистанционные курсы на образовательной платформе сайта колледжа профессиональных технологий. И только после практического обучения, приуроченного к проведению чемпионата, можно сделать вывод о готовности волонтёра к чемпионату и определении функцио­нального направления.

Добровольчество с компетенциями

- Инклюзивные волонтёры - настоящие профессионалы. Многие из них отлично владеют языком жестов! Какие ещё навыки им нужны?

- Человек должен быть психологически сильным. Если неправильно что-то сделать, можно сильно навредить. Для взаимодействия с людьми, имеющими нарушение слуха, добровольцы учат язык жестов. Все они знают, как привлечь внимание подопечных, какие дополнительные приложения можно использовать в своей работе.

Если им приходится работать с участниками чемпионата, передвигающимися на коляске, они прибегают к знаниям, полученным от старших наставников - спортсменов-паралимпийцев, людей с инвалидностью, волонтёров, имеющих опыт инклюзивного добровольчества. Ребята знают, как правильно поднимать и спускать по лестнице людей с ограниченными возможностями здоровья.


Каждому волонтёру необходимо побывать в инвалидной коляске - только в этом случае можно понять, где человек с ограниченными возможностями может почувствовать дискомфорт. Это делает членов отряда более внимательными и ответственными.


Когда мы готовимся к работе с незрячими людьми, то добровольцы выполняют задания, надев на глаза повязку. Все ситуации сначала нужно попробовать на себе!

- Такую работу не каждый осилит. Бывает ли, что ребята уходят?

- Да, но таких мало. Когда я приглашаю на обучение, сразу предупреждаю, чем это может обернуться. В инклюзивном волонтёрстве приходится общаться с особой категорией людей. Не все, конечно, это выдерживают.

Я всегда предварительно спрашиваю: «Вы готовы увидеть человека без руки? Вы сможете ему помочь?» Если ответ положительный, то можно сказать, что психологически волонтёр готов к познанию особенностей взаимодействия с данной категорией лиц.

- Вы неоднократно организовывали участие людей с ограниченными возможностями в шествии «Бессмертного полка». Расскажите об этом опыте.

- Когда мы только начинали, многие наши подопечные думали, что это сложно и недосягаемо. Но дело в том, что мы совершенно бесплатно забираем их из дома, сопровождаем всё время пути, а затем возвращаем обратно. Главное - убедить людей, что они будут в безопасности, и, если им потребуется помощь, её незамедлительно окажут.

Анастасия помогает людям с ограниченными возможностями участвовать в шествии «Бессмертного полка». Фото: Из личного архива

Сарафанное радио тоже делает своё дело. Многие участники акции делятся со своими знакомыми, что существуют такие волонтёры. С каждым годом желающих всё больше и больше.

- Я знаю, что вы выступаете против чувства жалости к людям с ограниченными возможностями. Как это может навредить?

- Когда только начинаешь работу с этой категорией лиц, главное - научиться держать себя в руках. Многие признаются, что какое-то чувство сопереживания, сострадания, волнения присутствует. Со временем это должно пройти. Жалость со стороны волонтёра может привести к неэффективной работе. Если человеку нужно преодолеть бордюр, а я его буду жалеть, он от этого не осилит препятствие.

- Вскоре у нас в регионе пройдут международные соревнования среди деятелей искусства «Дельфийские игры». Правда ли, что вы будете курировать одну из групп?

- Да, на «Дельфийские игры» меня пригласили в качестве командного лидера, буду отвечать за церемонию открытия и закрытия. Недавно я посетила организационное собрание, где организаторы ввели нас в курс дела, познакомили друг с другом.

Вообще в преддверии конкурса планируется создать 15 групп, отвечающих за различные направления. В моём подчинении будут около 10 волонтёров. Поз­же мы подробнее узнаем о своих обязанностях, а сейчас ребята уже начали проходить отбор и процедуру регистрации.

Сесть на шпагат - легко!

- Помимо всех ваших активностей, вы ещё и кандидат в мастера спорта по художественной гимнастике…

- В детстве я занималась обычными танцами, но однажды к нам пришли профессиональные тренеры, чтобы набрать девочек для спортивной секции. Мне сразу понравилось с ними работать, и я перешла к ним.

Довольно долго занималась художественной гимнастикой, только на втором курсе колледжа закончила тренироваться. Наверное, ни одной тренировки не пропустила. Сейчас преподаю физкультуру, и ребята до сих пор спрашивают, могу ли я сесть на шпагат. Конечно, все эти навыки остались!

- Почему не захотели стать тренером и продолжить этот путь?

- Когда была маленькой, папа всегда говорил, что, если захочу учиться на тренера, придётся учиться в СибГУФКе. Мы жили на левом берегу, и перспектива ездить в такую даль меня не привлекала. (Смеётся.) Но если честно, я хотела именно преподавать. Мне нравится работать со студентами.

- Как семья и родные относятся к вашим проектам?

- Несмотря на то что иногда меня не бывает дома, они поддерживают. Все знают, что я активный и позитивный человек. Порой мы даже ходим на добровольческие мероприятия вместе. Они в качестве зрителей, а я как организатор. Волонтёрство - важная часть моей жизни.