Александра Ивановича мы нашли в палате участковой больницы села Пологрудово. В небольшом помещении престарелый 84-летний беглец - единственный пациент. Кажется, весь интерьер комнаты - пустые кровати, тумбочка да вешалка - только усиливают ощущение обречённости, витающее в палате.
Всю жизнь Александр Иванович прожил по ту сторону Урала, и только шесть лет назад после смерти супруги переехал к младшей сестре Антонине Ивановне в посёлок им. Максима Горького, что находится возле Пологрудово. Последней пропиской пенсионера была Тульская область, а перед этим была заполярная Воркута. В сотне километрах от побережья Северного Ледовитого океана Александр Петруш трудился на угольных шахтах шахтером и именно там познакомился с той, которую не может забыть вот уже почти 40 лет.
Побег
- Звали её Евдокия Гавриловна Гусева, - в глазах Александра Ивановича стоят слезы, - мы с ней сошлись, пожили вместе, а однажды разругались. Она решила от меня уйти. Я её не стал удерживать и даже уехать помог.
Александр Иванович говорит, что никогда не забывал свою Дусю. Найти ее он решил только после смерти жены и тогда же начал откладывать деньги на дорогу в теперь уже другое государство.
- Сестра с зятем меня не пускали туда, даже слышать ничего не хотели об этом. Тогда я решил сделать всё потихоньку. За пять лет деньжат скопил. Пенсия у меня хорошая, и с каждой я откладывал себе по одной-две тысячи. Остальные сестре на хозяйство отдавал, чтобы обузой не быть.
В октябре, сказав родным, что поедет в районную больницу к врачу, дедушка пропал. Пока они обзванивали все экстренные службы Тары, Александр Иванович доехал на автобусе до Омска, там добрался до железнодорожного вокзала и взял билет на первый поезд до Минска.
Спустя несколько суток пенсионер был в столице Беларуси.
- Вышел я на перроне. Остановился у лотерейного киоска, думаю, куда идти? А продавщица меня спрашивает: «Дедушка, а как ваша фамилия?» Я молчу, а она куда-то побежала. Смотрю, а назад она уже с капитаном милиции идёт.
Оказалось, на вокзале старика уже ждали. Ориентировка от тарских милиционеров пришла заблаговременно. Позвонившие на вокзал родственники попросили милиционеров взять Александру Ивановичу билет до Омска. Тот наотрез отказывался, но в вагон его всё-таки посадили. А в украинском городе Ровно сошёл с поезда.
Ровно - родной город Александра Ивановича. Он говорит нам, что просто не мог проехать мимо места, где вырос. В городке, известном лишь статусом столицы германского рейхскомиссариата Украины в годы Великой Отечественной войны, пенсионер нашёл свою дальнюю родню, у которой неделю погостил. Удалось старику найти и свой родной дом.
Это не блажь
На прощание я спросил у пенсионера, не страшно ли ему было пускаться в такой дальний путь в одиночку.
- Страха не было, мир ведь не без добрых людей. Их всё-таки больше, чем плохих, и помощники всегда найдутся…
На вопрос, будет ли он продолжать искать свою Дусю, Александр Иванович промолчал.
Кто-то назовёт странствия старика блажью, вполне возможно, что женщина, которую он когда-то любил, давно умерла. Но ведь каждый человек имеет право на поступок и на свою мечту, на побег из обыденности, пусть даже он покажется смешным и нелепым.
Смотрите также:
- Укус, занозу и революцию запомнила из своего детства столетняя юбилярша →
- Любовь в блокадном Ленинграде, о которой не забудешь и через 69 лет →
- Жизнь после самоубийства →