Играл на струнных, духовых и клавишных, работал звукооператором команды КВН и самодеятельного театра, создал сотоварищи группу и «зажигал» в парке культуры и в ночных клубах. «Хватило славы», - говорит сейчас, улыбаясь… старший лейтенант, следователь 10-го отдела милиции города Омска Александр Недопака.
Сегодня он один из самых лучших «следаков» в округе. Его специализация -расследование преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Об особенностях его профессии и поведении «подопечных» мы говорили накануне Дня памяти умерших от СПИД. Как известно, большинство из них – наркоманы, зачастую идущие на преступления ради очередной дозы.
Благословил отец
- Александр Юрьевич, странный выбор профессии для талантливого музыканта…
- У нас в семье нет милиционеров, но отец всегда мечтал о том, что сын будет офицером. Потому после окончания школы я практически не сомневался в том, куда поступать. Можно сказать, с благословления отца стал курсантом Омской академии МВД. А когда побывал на практике, увидел работу следователя, понял, что хочу именно этому делу посвятить свою судьбу. Я закончил общеюридический факультет со специализацией по уголовному праву. Самая дорога в следователи. Я считаю, это профессия для тех, у кого обострённое чувство справедливости.
А музыка - она осталась как хобби. Дома есть инструмент (синтезатор – Ред.), на нём иногда играют для души. На большее просто нет времени. Да и славы мне уже хватило.
- Александр Юрьевич, вот сейчас на встречу Вы пришли с места совершения преступления…
- Да, я сегодня в составе оперативной группы в течение суток дежурю. Следовательно, все преступления, совершённые на подведомственной территории, «мои». Иногда бывают спокойные сутки, а иной раз в кабинет заходишь только после окончания этих 24 часов - осмотр за осмотром…
- А количество преступлений зависит от времени года, от дня недели?
- Безусловно летом краж больше - и из квартир, и из карманов, и даже из магазинов… А ещё если праздники, все на улицу выходят, в том числе и люди ранее судимые, и злоупотребляющие алкоголем. А где пьянка, там и драка, воровство и даже грабёж. Поэтому во время праздников у нас особенно много вызовов, и вся милиция переходит на усиленный вариант несения службы.
- Говорят, люди сейчас стали более равнодушными: проходят мимо, если бьют человека, не вмешиваются, да и свидетелей преступления милиция днём с огнём найти не может.
- Я бы так не сказал. Да, многие, если драка или грабёж, не вступятся, побоятся, но отойдут на пару метров и сообщают – в милицию, МСЧ, «Скорую» - куда дозвонятся. А что касается краж квартирных… Более неоценимых помощников, чем пенсионеры, нам не найти. Иной раз бабушка, кажется, еле-еле слышит и не видит почти, но даёт такой точный портрет подозреваемого, что диву даёшься – как она всё это разглядела и запомнила! Они внимательные, эти наши помощники, сидят на лавочке у подъезда или с балкона поглядывают, запоминают незнакомцев, на них вся надежда иной раз.
- Терактов у нас, слава Богу, не было. Но когда сообщают о ЧП, происшедшем в другом регионе, омичи становятся более бдительными?
- Да, когда узнают, что где-то что-то произошло, больше обращают внимания на подозрительные сумки, оставленные без присмотра машины… Нам это, конечно, работы добавляет, сообщения идут один за одним, и по большей части «пустые», но это даже и к лучшему – пусть мы выедем, кинологи с сапёрами поработают, чем, не дай Бог, трагедия…
- Кинологи - понятно, а зачем сапёры, если выезды, как Вы говорите, «пустые»?
- Звонит бдительный омич: машина неизвестная уже три дня под окном стоит, хозяин не объявляется. Мы выехали, смотрим – провода какие-то натянуты. Подстраховались, вызвали сапёров, оказалось, что так колонки музыкальные были установлены. Хозяина машины мы нашли, а тому, кто нам сообщил об этой технике, дали ответ, что всё проверили.
Героин без экстази
- Ваша специализация – расследование дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков (НОН). Так получилось или Вы сознательно избрали это направление?
- Когда после окончания вуза я пришёл в следствие тогда ещё Первомайского УВД, вакансия была именно в отделе расследований дел с НОН. Так вот получилось, что на этом специализируюсь, но это не значит, что других дел у меня нет, всяких хватает. Следователь должен быть своего рода универсалом.
- Каких наркотиков в Омске больше всего?
- Обо всём городе говорить не могу, в нашем районе летом задерживаем с коноплей дикорастущей, зимой в ходу синтетический наркотик – героин.
- А новомодные амфетамин, экстази?
- Нет, я в своей практике с ними не сталкивался.
- Депутаты наши как-то обсуждали возможность принудительного лечения наркозависимых. Вы с такими людьми в своей практике встречаетесь едва ли не ежедневно. Вы будете сторонником такого закона?
- Я считаю, что если будет эффективна эта мера именно как лечение, а не так, чтобы остановить на время, то это будет очень полезно. Потому что со многими, употребляющими наркотики, я общаюсь по работе. И, поверьте мне, половина из них реально хотят бросить. Они уходят в церкви, в реабилитационные центры ездят, по полгода не колются, а потом какой-нибудь стресс, и опять начинают. Наркомания - это болезнь, и наркоманов надо лечить. Я предполагаю, что от этого должно сниться количество совершаемых преступлений. Потому что пока есть какая-то зависимость, человек и будет идти за этой зависимостью, воровать и грабить, ни перед чем не остановится. Если не будет зависимости, может быть, он и вправду подумает, остановится. Я уверен: начал употреблять наркотики – можно уже жизнь отсчитывать обратно.
- Сроки у нас за хранение и распространение наркотиков нешуточные. Но в большинстве своём мелкие дилеры – это те же наркозависимые. Есть ли смысл такого человека сажать в тюрьму?
- Это стопроцентно следует делать. Посудите сами: наркотики нужны, а денег нет; он сегодня украл сотовый ради дозы, завтра тайно не получится, так он ограбит кого-нибудь, напугает, не посмотрит, женщина это, ребёнок... Ладно если просто припугнет, а то насилие применит… В чём плюс заключения – в изоляции у них нет доступа к наркотикам. Может быть, таким жёстким способом, но он бросит колоться, «перегнётся», как в их кругах говорят. А выйдет лет через пять на свободу, дай Бог, вообще не захочет к этому возвращаться. Зачастую так и происходит. Если ему есть куда идти из зоны, есть семья, он на них посмотрит и скажет: «Да зачем мне это нужно?!». Поэтому в заключении есть смысл.
Психологию учить обязательно!
- Должен ли следователь обладать навыками психолога? И если да, то где этому учат?
- Нас в вузе учили и психологии, и педагогике, социальную жизнь учили очень глубоко! Считаю, эти навыки следователю жизненно необходимы, ведь каждое слово, зафиксированное следователем в ходе допроса, является доказательством чего-либо.
Прежде, чем начать допрос, мы стараемся выяснить всё что можно о человеке. С бабушками нужен один тон, с парнями другой. Если это мать, у которой сын сидит, она может на, казалось бы, стандартный вопрос о детях резко отреагировать… Может, мне и шутки какого-то свидетеля не нравятся, но я на них улыбаюсь – мне надо, чтобы он раскрылся. Так что знание психологии в нашей профессии необходимо.
- Не могу не задать вопрос о сериалах, которыми изобилует наше ТВ. Что правда, а что нет в фильмах о милиции – если Вы их, конечно, смотрите?
- В своё время смотрел «Улицы разбитых фонарей», когда они только начинались. Это была хорошая реклама милиции. Возможно, этот сериал сыграл свою роль в выборе професии. Что касается сегодняшних фильмов… Специально пару серий про следователя-капитана поглядел, «Глухарь». Ну уж слишком там всё намешано! У нас существуют разграничения полномочий, основная обязанность следователя – вести ход расследования по уголовному делу. То есть если бегать-догонять жуликов, в засадах сидеть на адресах, 24 часов в сутках не хватит! А в «Глухаре» этот следователь работу и за участкового, и за оперуполномоченного выполняет. Один за всех, такой профессионал широкого класса. Если бы так было в реальности, ему бы времени на свою непосредственную работу не хватило!
- Общественное мнение гласит, что милиция – через одного «оборотни»..
- Как ко мне может относиться относится мама паренька, который был задержан за сбыт наркотиков, осуждён и отправлен в колонию? Конечно, я для неё – в большинстве случаев – враг номер один. Она же не верит, что её любимый мальчик мог такое сделать, это злые милиционеры ему наркотики «подбросили». Так общественное мнение и формируется. Хотя был такой случай, когда мама пришла и сказала мне спасибо за то, что сына посадил. Ей снилось, что сын умер от передозировки, и она во сне кожей ощутила, как это страшно – потерять сына. Мне она сказала: «Пусть он в тюрьме, но живой. Может, выйдет, семью создаст, и я ещё буду внуков нянчить». А так… полицию ещё в царские времена не любили, потому что считали «палкой» правящей власти. Но я в одном твёрдо уверен – если вдруг милиция даже на один день в полном составе не выйдет на работу, это будет беспредел, хаос, что-то страшное. Тот же наркоман полезет воровать днём, а не ночью, потому что бояться не будет. Он себе украдёт на дозу, а если в квартире люди будут, он и их порешит, не задумываясь.. Поэтому общественное мнение о сотрудниках милиции, конечно, очень важно, но руководствоваться им нельзя.
Смотрите также:
- Подполковник полиции рассказал, как раскрываются преступления →
- Без сна и отдыха: тонкости работы участкового полицейского →
- В "Ментах" правды нет →