Обожжённые халатностью. Как решается вопрос с омскими погорельцами?

Сотни омичей потеряли разом всё © / ГУ МЧС России по Омской области

Называевск только опомнился от страшной трагедии. Ужасы 6 мая, как и выжженные земельные участки, ещё долгое время будут отзываться болью у местных жителей. А печалиться есть о чём: пламя уничтожило 71 жилой дом, без крыши над головой остались 218 человек. Огонь вырезал из привычной картины жизни улицы Красноармейскую, Первомайскую, Восточную и Чкалова.

   
   

Уже несколько недель в Омской области действует особый противопожарный режим. Несмотря на то, что крупные пожары остались позади, пламя подбирается к северу региона - горело в Большеуковском и Тарском районах. О том, как область приходит в себя после масштабных пожаров - в материале «АиФ-Омск».

Кто в ответе?

«Охота на ведьм»  началась на следующее утро. Следственный комитет возбудил уголовное дело о халатности. На месте работали эксперты, шёл осмотр территорий, опрашивали местных жителей. В первое время правоохранители туманно указывали на электроподстанцию, где и произошло замыкание. Сухая трава загорелась от искры, потом огонь, гонимый ветром, перекинулся на ближайшие дома.

В тот же день был задержан начальник Называевского отдела электросетей Евгений Шаламов. Следователи считают, что он не обеспечил в городе противопожарную безопасность. По решению суда Шаламова арестовали на два месяца.

Не ушёл от ответственности и мэр Называевска Виктор Лупинос. Его, как и Шамалова, обвиняют в несоблюдении правил пожарной безопасности, что привело к масштабному пожару. Куйбышевский районный суд решил оставить Лупиноса под стражей на ближайшие два месяца - до 8 июля.

10 мая губернатор Омской области Александр Бурков организовал встречу с пострадавшими называевцами. Глава региона осмотрел электроподстанцию, откуда разошлось пламя, и поговорил со спасателями.

От домов в Называевске остались руины. Фото: правительство Омской области

Примечательно, что не все люди из Называевска добрым словом упомянули борцов с пожаром. В тот день в городе из-за режима ЧС было отключено электроснабжение. Электронасосы, качающие воду из скважин, были выведены из строя, из-за чего люди не могли приступить к спасению домов раньше.

   
   

По словам очевидцев, на пожаре не хватало людей и техники. Картина складывается, мягко говоря, удручающая: ураганный ветер, сотня горящих зданий, обезвоженные колонки и люди, пытающиеся спасти своё имущество.

В первое время для погорельцев подготовили пункты временного размещения в общежитии местного аграрно-индустриального техникума. Остальных людей пообещали заселить в гостиницу. Глава района Сергей Доценко пообещал, что все расходы на проживание и питание возьмёт на себя администрация района.

Сразу после пожара местные власти открыли счёт для добровольного пожертвования погорельцам из Называевска, а также пункты приёма-выдачи гуманитарной помощи как в районном, так и в областном центре.

Чиновники заявили, что не бросят называевцев один на один с бедой и пообещали выплатить пострадавшим по 65,7 тыс. рублей за кв.м., исходя из нормы 33 кв. м на человека. Согласно этой норме, если человек проживал один, он может получить 2 млн 168 тыс. руб. Для семьи из нескольких человек компенсация будет больше. Нормативные документы планируется разработать до 20 мая.

Как карточные домики

Ещё один крупный пожар произошёл в микрорайоне Новоалександровка, деревушке, фактически относящейся к омским Нефтяникам.

Пламя превратило в груду угля 21 дом. По предварительной информации, пожар начался с двух частных домов, а затем в огне оказались несколько десятков строений и сухая трава. Без крова остались 46 человек, среди которых 8 детей. К сожалению, без жертв не обошлось. Под завалами одного из рухнувших зданий спасатели обнаружили тело 65-летнего мужчины.

Печи и обломки труб - всё, что осталось от уничтоженных домов. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Как и в случае с называевским мэром, головы полетели незамедлительно. Через пару дней после пожара в следкоме сообщили о задержании начальника цеха АО «ТГК 11» Евгения Масленникова. Ему также вменяют статью за халатность: Масленников не в полной мере организовал выполнение правил противопожарного режима. Кроме того, следствие считает, что он разрешил подрядчику на производство огневых работ вблизи жилых домов. А как мы знаем, сухая трава в ветреную погоду загорается быстрее тончайшей бумаги. Сейчас Евгений Масленников ожидает судебного решения, сидя под домашним арестом.

Погорельцам из Новоалександровки обещал помочь мэр Омска Сергей Шелест. Он подписал документ о выделении средств из резервного фонда для поддержки пострадавших. В ближайшее время люди, оставшиеся без жилья, смогут получить мэрские 25 тыс. рублей. 

В центре внимания федералов

До начала празднования Дня Победы в Омск прилетел замминистра природных ресурсов и экологии Сергей Аноприенко.

Чиновник осмотрел насосную станцию в Новоалександровке и пообщался с местными жителями. Один из мужчин рассказал Аноприенко, что его дом вспыхнул днем, когда все были на работе, оставалась только парализованная мать. Приехав с работы, он успел забежать в дом и через окно ее вытащить. Вернуться за документами в полыхающий дом он уже не смог.

Сергей Аноприенко с омскими властями оценил масштаб проблемы. Фото: правительство Омской области

10 мая главы российских субъектов докладывали президенту о ситуации с бушующим пламенем в лесах. Александр Бурков выдвинул предложение на федеральном уровне закрепить за муниципальными комиссиями по ЧС принимать решения об отключении электроэнергии на подверженных риску территориях.

Для оперативного решения проблем губернатор назначил своих заместителей кураторами в районах, пострадавших от пожаров. Так, в Называевске будет работать глава минтруда Владимир Куприянов, Любинским районом займётся министр строительства Михаил Губин, в Верблюжьем к работе с погорельцами приступит министр транспорта и дорожного хозяйства Антон Заев, за работами в Новоалександровке будет следить руководитель министерства региональной политики и массовых коммуникаций Олег Заремба.

Ситуацию не переломить?

По мнению профессора ОмГУПС, эколога Сергея Костарева, сейчас в регионе преобладают пожары антропогенного характера. И бороться с ними можно несколькими методами.

«Во-первых, нужно предупреждать пожары. Раньше в стране была развитая сеть лесничеств и лесники следили за состоянием лесов. Сейчас контроль снижен, что и может приводить к пожарам. Конечно, МЧС и средства тушения есть, но людей, которые бы предупреждали пожары, попросту недостаточно, - рассказал эксперт.

Во-вторых, мне представляется, что в вертикальной системе управления часто теряется команда, направленная «сверху-вниз». Считаю, что практически невозможно с уровня региона следить за территориями по всей области. Чтобы управление было эффективным и оперативным, нужно усиливать местный уровень. Города и поселки должны иметь полномочия и ресурсы для охраны от пожаров, в том числе, возможности формирования местных пожарных дружин. Сейчас есть только некие обязанности и предписания от государственных органов, но я не уверен, что это финансируется в должной мере.

В-третьих, нужно формировать ответственное отношение к лесу. В большинстве случаев источником возгорания становится неразумное поведение людей. Возможно, они не отдают себе отчёт, какой опасности подвергают себя и других. Надо это объяснять, лучше с детства».