Реконструкция, модернизация – слова эти сегодня стало очень модно употреблять. Добавят к старой двери новую ручку – уже модернизация, засыплют яму на дороге щебёнкой – вот уже и реконструкция.
А вот на Омском нефтезаводе, напротив, как раз скромничают – фактически ведут новое строительство, но называют это реконструкцией. В рамках пресс-тура журналисты омских и федеральных изданий на минувшей неделе побывали на такой стройплощадке: нам показали комплекс глубокой переработки мазута КТ-1/1.
Из советского прошлого
У этой установки весьма любопытная история: начинали её проектировать ещё в советское время, но построить не успели: грянул развал СССР, проектировщики оказались «за границей», документацию ОНПЗ не передали. Поэтому впоследствии проект пришлось перерабатывать, и только в 1994 году комплекс КТ-1/1 на ОНПЗ был запущен.
Прошло каких-то 20 лет (для завода с 60-летней историей это и вправду не очень много), а установку модернизируют уже в третий раз. Главная цель реконструкции – увеличение производительности комплекса и повышение качества выпускаемого топлива.
– Вы были на установке, видели секцию №100, это так называемая гидроочистка, – рассказывает после посещения площадки Олег Беляевский, генеральный директор «Газпромнефть – ОНПЗ». – Там устанавливаются два дополнительных реактора, в них засыпается катализатор, и с помощью этой операции мы уменьшаем количество серы в конечном продукте. А это значит, что улучшаются экологические характеристики топлива, то есть после ввода в строй комплекса КТ-1/1 весь бензин, вырабатываемый на ОНПЗ, будет только стандарта Евро-5.
Реконструируемая установка пока в работе, но буквально рядом на стройплощадке уже привезены части будущего регенератора и реактора. Пока ведут их укрупнённую сборку. Специалисты называют оборудование, которое будет новым реакторно-регенераторным блоком, сердцем установки. Это самое «сердце» будут потом устанавливать с помощью огромнейшего крана. Он сам настолько тяжёл, что под него заливают специальную бетонированную площадку глубиной 3 метра!
Уникальная техника
– Грузоподъёмность крана составляет 1 350 тонн, – рассказывает Денис Куленченко, руководитель проектного офиса. – Доставят его в разобранном виде из Татарстана.
И лишь когда все составные части будут готовы, тогда установку остановят, и то всего лишь на срок в 55 дней. По мнению генерального директора завода, это очень сжатые, но вполне реальные сроки, которые были детально просчитаны.
– Это не просто срок, – говорит Олег Германович, – это крайне детальный пооперационный план выполнения работ. Мы его проанализировали и поняли, что сможем уложиться в эти неполные два месяца.
Согласен с Олегом Белявским и Олег Дмитриченко, начальник производства № 2, 20 лет трудовой деятельности которого связаны с КТ-1/1:
– Все эти годы планомерно проводились работы по модернизации комплекса с целью повышения уровня безопасности и эффективности работы оборудования. Их можно считать подготовкой к нынешней глобальной модернизации. В сжатые сроки, за 55 дней, предстоит сделать очень большой объём работ – это и замена внутренних устройств реактора, и установка дополнительных реакторов на секции С-100, и замена системы управления. Но мы со всем этим справимся, ведь конечная цель нам ясна: завод полностью перейдёт на выпуск бензинов 5-го экологического класса.
Смотрите также:
- Вклад в экологию. На нефтезаводе идёт реконструкция установки АТ-9 →
- Базис под качество. На Омском НПЗ модернизируют производство →
- В Омске выпустили каучук по новой технологии →