Люди-невидимки за четырьмя стенами. Как живут инвалиды в Омской области?

Безбарьерным городом Омск не назовёшь - из таких подъездов инвалиды сами не выйдут. Да и тактильная плитка особой популярностью не пользуется... © / Александра Горбунова / АиФ

В социальную сферу ежегодно вливаются миллионы бюджетных средств. Чиновники бодро рапортуют об установках пандусов, развитии инклюзивного образования, формировании доступной среды. Сами бюджеты во всех регионах идут с неизменной гордой припиской «социально-ориентированные». И вроде как не врут чиновники, но почему при всём пристальном внимании к социалке наши инвалиды зачастую не живут, а выживают? Об этом и других влонующих вопросах – в материале «АиФ в Омске».

   
   

Борьба за пандус  

В то время как в Омске старательно пытаются формировать безбарьерную среду и устанавливают пандусы в общественных местах, у самих инвалидов возникает недоумённый вопрос: а зачем? Зачем им нужны пандусы в центре города, если они даже не могут выйти из дома? Наш читатель Яков Безбородов два года вынужден сидеть в четырёх стенах собственной квартиры. 91-летний ветеран, прошедший войну, и представить не мог, что побороть бюрократию окажется сложнее, чем фашизм в 1945 году.

«Я обратился в управляющую компанию, мне сказали: «Сделаем!», но потом выяснилось, что денег нет, - рассказывает Яков Иванович. – И нужно разрешение старшего по дому на установку пандуса. А он молчит, УК тоже. И вроде как такая статья расходов у них отсутствует - обращайтесь в социальный центр. И началась волокита – все друг на друга ответственность перекладывают. Пришлось позвонить в Центр медицинского права, после чего дело сдвинулось с мёртвой точки. Оказалось, что на установку пандуса нужно всего лишь 4 тыс. руб. Да я сам готов заплатить, только сделайте мне эти несчастные «рельсы» у подъезда! Я два года никуда не выхожу из дома, ни с кем не общаюсь. Вы не представляете, как это страшно, когда не с кем поговорить. Я обращался и в правительство, мне ответили, что инвалидам-колясочникам пандусы положены, но стоить это будет не 4 тыс. рублей, а… 70 тыс. рублей. Дескать, ждите, в сентябре всё будет, но мне кажется, что опять забудут. Да хоть из досок мне эти пандусы сделайте! Я что, сто лет жить буду?..»  

С новыми домами ситуация несколько проще. Но опять же если всё делать в рамках закона. Согласно СНиПам, все новостройки должны быть с пандусами. А как на деле? 

«Мы приглашали в администрацию застройщиков, которые должны возводить жилые дома, доступные для всех групп населения, - рассказывает Ольга Донник, первый заместитель директора департамента общественных отношений и социальной политики. – Но многие находят лазейки, чтобы обойти нормативы. У нас само общество ещё не осознаёт того, что всё строящееся жилье должно быть доступно».

Интересно и то, что сейчас в Омске функционирует большое количество различных обществ инвалидов, которые пытаются занять своё место под солнцем хотя бы при помощи грантов. Они направлены и на развитие спорта, и на интеграцию особых детей в социуме, и на образование. Например, несколько лет назад общество слепых реализовало проект обучения десяти человек в медколледже. На средства гранта люди выучились на массажистов. Дипломы они получали со слезами на глазах,  понимали, что из категории людей нуждающихся они перешли в категорию тех, кто может зарабатывать деньги и кормить семью. Развиваются и спортивные направления для людей с ограниченными возможностями. Мало кто знает, но в городе существует такой вид спорта, как голбол – это игра со звуковым мячом для слабовидящих. В хоккей инвалиды играют на специальных колясках в виде санок. Есть даже люди, которые танцуют на коляске, причём с партнёром, который твёрдо стоит на своих ногах. И когда человек добивается успеха в определённых областях, чувствует себя полноценным, даже несмотря на свою инвалидность. Формула счастья здесь простая: они хотят быть нужными.


7415 ДЕТЕЙ В РЕГИОНЕ ИМЕЮТ ИНВАЛИДНОСТЬ

   
   

Сейчас увидеть на улицах Омска человека в инвалидной коляске - большая редкость. Не ездят они и в низкопольных автобусах, которые в большом количестве курсируют по городу. Поистёрлась за зиму специальная напольная плитка вдоль остановок города, предназначенная для незрячих людей. И далеко не во все крупные учреждения можно попасть по причине отсутствия многострадальных пандусов. Хотя если взять для сравнения другие города, то окажется, что у нас не так всё плохо.

«У нас в Иркутске автобусы низкопольные выделили, но их около пяти на весь город,  ездят они только по специальным маршрутам, - вздыхает Светлана Пухляк, зампредседателя Иркутской областной организации  Всероссийского общества инвалидов. - Да и водители постоянно ругаются, что не обязаны никому помогать заехать в автобус на коляске, им за это не платят».

Для сравнения – в Омске около 150 низкопольных автобусов.

Рисуем песком

Непросто живётся и семьям с детьми-инвалидами, хотя стоит отметить, что наш регион в этом плане, безусловно, развивается. На прошлой неделе город стал площадкой для проведения форума Всероссийского общества инвалидов, который собрал представителей из 17 регионов страны. На Омскую область смотрят с интересом, поскольку опыт социализации особых детей в регионе хороший. Развивается инклюзивное образование, уже несколько лет работает театр для детей с синдромом Дауна, при музее им. Врубеля функционирует проект «Песок помнит солнце». Есть даже программа «Мир музыки», предназначенная для незрячих детей – проект заключается в том, что нотные тетради переводят в шрифт Брайля и выпускают их в печатном виде.

Специальная плитка на некоторых участках пришла за зиму в негодность. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

«Они очень востребованы. Вообще социально-культурная адаптация детей с ограниченными возможностями – вещь необходимая. Вот в театре «Преодоление», где занимаются ребята с синдромом Дауна, дети могут примерять на себя те роли, которые в обычной жизни им недоступны. Когда они в музее им. Врубеля рисуют песком, учатся понимать искусство», – рассказала Галина Беда, начальник управления культуры и искусства минкульта Омской области.

Правда, вместе с этим существует проблема информационного голода, когда родители особых детей не знают о существовании подобных студий.

«Конечно, мне тяжеловато бывает, воспитываю ребёнка с ДЦП, - вздыхает омичка Екатерина Бурминская. – Помогает ли нам государство? Не очень. Нам не хватает средств реабилитации. И подобных мероприятий, как в музее им. Врубеля, тоже. Мы вообще сюда случайно попали, даже не знали, что такое существует».

А вот другая мама ребёнка с ДЦП, приехавшая на форум из соседнего Томска, жалуется на проблему отсутствия педагогов для особых детей.  

«Проблема не в пандусах, а в педагогах, которых нет, - разводит руками Лариса Кондратьева, учредитель Союза родителей инвалидов Томска и Томской области. – Нам в общеобразовательной школе предложили коррекционный логопедический класс, но кроме этого моему ребёнку нужны и другие специалисты, а их в штате образовательного учреждения нет».  

Сейчас в Омской области статус ребёнка-инвалида имеют 7415 детей, что составляет 1,74% от всего детского населения региона. В масштабах страны 604 тыс. особых детей, это 4,8% от числа всех инвалидов в РФ.

«Отношение к лицам с инвалидностью в нашей стране изменялось от полной изоляции до признания необходимости качественного обучения, - уверена Инесса Артёмова, заместитель министра образования Омской области. - Сегодня инклюзивное образование – единственный признанный в мире инструмент для реализации этого плана. У нас в регионе более тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются инклюзивно по специальным адаптированным программам».

Что касается профессионального образования, то люди с инвалидностью получают в Омской области следующие специальности: педагог дошкольного образования, пчеловод, плотник, швея, каменщик, программист, мастер растениеводства, слесарь по ремонту сельскохозяйственного оборудования, цветовод и так далее. Трудоустраиваются после этого более 50%. Цифра хоть и показательная, но от идеала тоже далека.

От редакции: Как бы в нашей стране не выполняли планы по установке пандусов, какие бы социальные программы не появлялись в регионах, - не это самый главный камень преткновения. Отношение к людям с инвалидностью нужно менять в головах всего населения, а это куда сложнее, чем выделить строку в бюджете. Сколько для этого понадобится времени? Год? Два? Десять?.. Несколько лет назад «АиФ в Омске» общался с польской семьёй Кульчик, которые отправились в путешествие по всей России на автомобиле. Они очень хотели показать своему десятилетнему сыну с диагнозом ДЦП нашу большую страну. Добравшись до Омска, Катажина Кульчик удивлённо спросила у нас: «Почему в вашей стране не замечают инвалидов? Почему русские держат дистанцию? В Польше такого нет, там у нас с мужем постоянно спрашивают про Янека, интересуются им, а в России его не замечают. Вообще! Только одна-единственная девушка подошла и спросила у нас о нём. Почему вы такие?..» 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Главное – выйти из дома

«Проблем у людей с инвалидностью в Омске много, - говорит Людмила Леонова, председатель Омской областной организации Всероссийского общества инвалидов. – Да, министерство труда и соцразвития разрабатывает много программ, но их не хватает. Не во всех школах доступны программы для особых детей, не хватает специалистов, которые могли бы с ними работать. И это уже не говоря о том, что не везде есть пандусы. Что касается здравоохранения, то список технических средств реабилитации не настолько большой, что смог бы решить проблему людей с ограниченными возможностями. Средства реабилитации дорогие, и хорошо, если в семье есть и мама и папа. А если мамочка осталась одна с ребёнком, о каких дорогостоящих средствах может идти речь, если они не прописаны ни в федеральном, ни в региональном перечне? Хорошо, что вступил в силу закон использовании маткапитала на реабилитацию детей-инвалидов. Хочется верить, что часть проблем это решит. При этом в регионе на самом деле многое делают. Нигде нет столько низкопольных автобусов, сколько в Омске. Но! Ими инвалиды не пользуются, потому что зачастую просто не могут выйти из квартиры. Всё цепляется одно за другое. Формирование безбарьерной среды – долгий процесс, к которому нужно подходить грамотно, последовательно, его нужно контролировать».

ОФИЦИАЛЬНО

Алгоритм выработали

«Наш регион интересуют вопросы взаимодействия с общественными организациями инвалидов, потому что в Омской области сейчас порядка 7000 особых детей, это очень много, - комментирует Татьяна Вижевитова, заместитель председателя правительства Омской области. – Я надеюсь, что после прошедшего форума мы сможем выработать ряд документов, которые помогут в дальнейшей работе с такими детьми. Главная проблема – их адаптация в обществе. Это же настоящая беда в семье, когда ребёнок, например, не может обучаться. К счастью, сейчас государство разработало различные типы и виды образовательных программ. У нас не должно быть ни одного ребёнка, который остался бы без внимания. Президент России Владимир Путин отметил огромную значимость во взаимодействии власти и общественных организаций инвалидов, настроил нас на то, чтобы мы расширяли наше сотрудничество с некоммерческими организациями, которые занимаются общественно полезными проектами. И в Омской области мы выработали алгоритмы работы с местным обществом инвалидов».

МНЕНИЕ

Любовь из жалости?

«У детей-инвалидов есть две главные проблемы – это нездоровье и изоляция от окружающего мира, - говорит Маргарита Колпащикова, председатель Совета Всероссийского общества инвалидов по вопросам детей-инвалидов. – С остальными трудностями сталкиваются уже семьи. Люди, в которых воспитываются дети-инвалиды, часто испытывают дефицит общения, у них напряжённые отношения с родственниками, и это уже не говоря о том, что практически всё свободное время им нужно посвящать своим детям. Мамы чувствуют себя одинокими и брошенными, их мужья воспринимают себя как некий финансовый придаток, существующий только для обеспечения семью. А ещё часть родителей говорит о том, что им стыдно иметь ребёнка-инвалида. В основном такие результаты опроса были в сельской местности, где до сих пор существует стереотип, что инвалиды рождаются только в неблагополучных семьях. Многие испытывают чувство вины и непонимания, почему именно у них появился на свет такой ребёнок? Родители находятся в жутком напряжении. Они постоянно зависят от доступной среды, от того, что в домах без лифта всё время нужно просить кого-нибудь помогать спустить или поднять ребёнка по лестнице. Ещё одна проблема в том, что родители не знаю о положенных им правах и льготах. Нужно проводить и различные тренинги, чтобы привить любовь мам к своему ребёнку-инвалиду. Потому что часто они его любят через жалость».

ВЗГЛЯД

Запретная тема

«Сейчас у нас в стране изменилось отношение к инвалидам, в Москве или Петербурге нет общественных мест без пандусов. Отчасти это влияние западной цивилизации. Внезапно оказалось, что и у нас есть люди, на которых раньше не обращали внимания. В детской литературе в СССР была единственная сказка «Цветик-семицветик» про девочку Женю, которая раскидала свои желания на все стороны, и только последним лепестком сделала доброе дело. Она пожелала, чтобы мальчик Витя, который сидел на скамейке и не мог пойти с ней играть, выздоровел. Мы понимаем, что мальчик – инвалид детства, хоть об этом не сказано ни слова. При всём гуманистическом порыве и благородности поступка девочки, также понятно, что если бы у Вити не появилась здоровая нога, то у детей возникли бы проблемы с общением. Почему-то это больная нога оказывалась непреодолимым препятствием. Но детей нужно приучать думать о людях, у которых нет здоровых ног, которые вынуждены ходить с палочкой и даже ездить на коляске. Запрет на тему инвалидности в нашей стране был связан с концепцией советского детства. Существовал миф о том, что каждый ребёнок должен быть здоров, весел, жизнерадостен, должен равняться на героев. Нарисовать счастливого малыша-инвалида невозможно - это разрушило бы целостное эстетическое представление, – говорит Марина Аромштам, писатель, педагог, автор популярных книг по воспитанию детей.

ПОЗИЦИЯ

Как появляются нарушения?

«Мало восстановить функцию у пациента, его нужно адаптировать в социуме, - говорит Сергей Кожевников, главный врач Центра медицинской реабилитации. – В основном инвалидность детей в России связана с психическим расстройствами, болезнями нервной системы и врождёнными аномалиями. В Омске примерно такая же картина, у нас 41% детей-инвалидов страдают психическими расстройствами. Возникновение инвалидности у детей в 70-80% обусловлена патологией течения беременности, родов и первых дней жизни ребёнка. Влияет на это и неблагоприятная экологическая обстановка, плохое состояние здоровья родителей, их возраст, нерациональное питание и вредные привычки». 

КСТАТИ
Примером того, как государство должно заботиться об инвалидах, могут послужить США. Связывают это и с тем, что самым известным инвалидом не только в Штатах, но и во всём мире, был американский президент Франклин Рузвельт. После перенесённого полиомиелита он мог передвигаться только на коляске. Сейчас в стране больше 54 млн инвалидов, это 19% от всего населения. Людей в инвалидных колясках можно очень часто встретить на улице, и отношение к ним очень доброжелательное. Существующий закон о правах инвалидов устанавливает равенство, исключается всяческая дискриминация. Безбарьерная среда в США – это многочисленные пандусы, съезды с тротуаров, подъёмники, оборудованный общественный транспорт, лифты и другое. Основная концепция госпрограммы – инвалид должен пользоваться услугами того или иного учреждения с той же лёгкостью, как и здоровый человек. Власти даже подают в суды на те фирмы, которые забыли оснастить свои офисы средствами для инвалидов.

Смотрите также: