Во время омской презентации книги молодой автор из Омской области рассказал корреспонденту «АиФ в Омске», как выбирал жанр для произведения и почему его огорчает раскол между властью и людьми.
Уроженец Большеречья, а ныне житель Тары известен омскому читателю в первую очередь как поэт. Хотя сам он не спешит называть себя писателем или поэтом, это слишком констатирующие определения. Александр скромно замечает, что он лишь пишет прозу и стихи.
Встреча с Дементьевым
Александр Набатов, «АиФ-Омск»: Александр, когда вы поняли, что проза и поэзия – это ваше призвание?
Александр Тихонов: Пишу я с детства. Рифмовать начал в два года, а первое стихотворение написал в семь лет. Подарил его маме на 8 Марта. Родители заметили, что мне это интересно. Первые публикации были в местной районной газете. А после я участвовал во многих литературных конкурсах, выпустил сборник. Конкурсам вообще я уделял много внимания. И не считаю это зазорным. Меня упрекают за то, что я «собираю фантики». Но грамоты и призы для меня не главное. Важнее, что я могу посмотреть страну, познакомиться с людьми. Потому что бюджетнику из глубинки побывать где-то не так-то просто. На таких мероприятиях, в частности, мне посчастливилось познакомиться с поэтом Андреем Дементьевым. Это огромный опыт. Когда он читал стихи со сцены, плакали даже полицейские в оцеплении.
- Раньше вас считали поэтом, но вот в одном из крупнейших изданий страны вышла ваша проза. Причём сразу в популярной фантастической серии. Почему выбрали именно этот жанр?
- На самом деле к прозе я всегда был неравнодушен. Ещё в студенческие годы писал рассказы. Что касается выбора фантастики, мне было интересно попробовать себя в этих декорациях. Поклонники фантастики могут на меня обидеться, но я этот жанр не очень люблю. Мне интересно писать портрет человека на фоне фантастического сюжета. Это как в кино - люди отыгрывают настоящие эмоции и живут в предлагаемых обстоятельствах на фоне зелёного экрана, на который потом в компьютере накладываются спецэффекты. И если выкинуть спецэфекты, то останутся люди, их истории и переживания. А отрисованные чудища и миры – это лишь фон. С книгами так же. У Стругацких или Кинга можно откинуть всё фантастическое, а герои останутся. Я хочу верить, что тоже пишу о жизни людей. Мир Сталкера помогает лишь ее высветить, сделать более контрастной. На первый взгляд я написал боевик о сталкерах в Зоне. Они бегают, стреляют. Но у каждого за душой есть история и свои мотивы. Если читатель сможет сквозь стрельбу и экшн увидеть сложности взаимоотношений героев, я писал не зря.
«На чтиво не обижаюсь»
- Вам не обидно, когда такие произведения высокомерно называют лёгкими и не считают литературой с большой буквы?
- Бывает, что меня упрекают за это. Говорят, что я должен отдавать себе отчёт в том, что пишу популярное чтиво. Я это понимаю и принимаю спокойно. Фантастика в таком ключе действительно, чтиво которое куда-то ведёт человека. Литература всегда была способом отвлечься от реальности. Раньше не было других возможностей. Не было Интернета, люди читали Дюма, Скотта, других авторов и погружались в мир приключений. Сейчас для этого ухода от реальности есть фильмы, сериалы, компьютерные игры. А вот подумать над прочитанным у кого-то не хватает времени, у кого-то просто нет желания. У меня есть своя концепция о месте писателя в мире. Все авторы делятся на безусловных гениев, к которым нужно вести людей. Есть «нахлебники». Это те, кто работает ради членства в писательских организациях, ради публикаций и прочих благ. А есть писатели-проводники, и их большинство. К ним хотелось бы и себя отнести. Они творят не такую высокую литературу, как гении, но их тексты способны стать первой ступенькой лестницы, которая приведёт читателя к произведениям тех самых выдающихся писателей. Я не зря люблю делать отсылки и аллюзии на другие произведения, использовать цитаты в своих текстах, чтобы читатель мог заинтересоваться первоисточником и может быть и прочитать его.
- Довольно часто приходится слышать, что люди перестали читать или читают всякую ерунду. Что вы думаете по этому поводу?
- Я бы не стал категорично заявлять, хотя и не сказал бы, что читают много. Всё-таки Интернет и доступность информации - это не только благо, но и проблема. Судите сами, в Сети есть огромное количество сайтов, где выкладывают стихи. А кто их читает? На полках в магазинах стоят новые поэтические тома, а кто их покупает? Кто ходит в библиотеку? Сейчас в библиотеках собирается другой контингент. В основном эти люди приходят на мероприятия, потому что библиотеки превращаются в досуговые центры. Осталась лишь ограниченная группа людей, которые читают много. Это ещё с советской закалкой читатели. Говорят, чтобы научиться писать, нужно сначала научиться читать. Вырабатывать вкус. У нас принято считать: если знаешь буквы, то ты уже читатель. Но при этом, когда приходишь в книжный магазин или выходишь в Интернет, видишь раздолье литературы. А как выбрать книгу? Многие выбирают по яркой обложке, по звучной фамилии автора, который мелькает в телевизоре. Неподготовленный читатель хватает книжку и часто даже не осознаёт её уровень. Мне недавно расхваливали мою книгу, но я же понимаю, что она не так хороша, как о ней говорят. Если этот фантастический роман читатель воспринимает как лучшее из того, что он читал, то это настораживает и даже пугает.
У хорошего автора есть позиция
- А как вы сами выбираете, что стоит читать, а на что жалко времени?
- Для себя я сделал простой выбор. Я читаю не отдельные жанры, а авторов. Например, я поставил цель прочитать все произведения Булгакова. И если какие-то не идут, я их откладываю на потом. И вернусь к ним, когда буду готов. Хемингуэя читаю, Стивена Кинга. Кажется, что он пишет фантастику и мистику, но какие у него тексты! Выбираю и современных российских писателей. Тем более что с некоторыми я знаком. Автор – это в первую очередь личность. Например, с удовольствием выбираю произведения Захара Прилепина. Он интересен мне как человек. Мне важен не сам текст, а как он через него транслирует своё мировоззрение. Мне не хочется читать безликих авторов, которые не имеют своей гражданской позиции. Например, у нас в регионе столько писателей, но когда им нужно проявить своё мнение, их не слышно. Сейчас в Таре активно реставрируют Спасский кафедральный собор. Эта работа проходит с массой нарушений. Храм едва не разрушается. Краеведы, и я в том числе, активно боремся за то, чтобы об этом стало известно. На писательском сайте выложили мой материал под заголовком «Несчастливый храм: хроники реставрации». Так хоть бы кто отреагировал. Не важно, как: могли согласиться со мной или поспорить. Многие решили, что раз речь касается церкви и партии «Единая Россия», которая курирует проект, то лучше в это не лезть и ни с кем не ссориться. Это какая-то страусиная позиция. Я хочу читать людей, у которых есть своё мнение по любому вопросу. Пусть неправильное, но оно есть. Это самое главное, из этого состоит писатель.
Зазор между властью и народом
- Конечно, хочется переехать в крупный город. Даже не хочется, а скорее есть необходимость переехать. Нужно зарабатывать деньги. Необходимость есть, но нет потребности. Нет особого желания. Мне нравится моя работа. Пусть зарплата в библиотеке невелика, но мне важно заниматься тем, чем я занимаюсь. Я провожу экскурсии, работаю с краеведческим материалом, что-то пишу вечерами. Мне нравится такой режим жизни. Хотя в один прекрасный момент нужно будет поставить на чашу весов это желание быть в городе, который я люблю, и желание делать что-то ради будущей семьи. И конечно я выберу семью, потому что патриотизм патриотизмом, но нужно расти. Тем более что я не планирую уезжать из страны. Я - человек, понимающий русский менталитет, как я себя поведу за границей, даже не представляю. Я отдаю себе отчёт в том, что у нас в стране много неустроенности. Но мы можем шутить над ней и стараться изменить жизнь к лучшему. Когда включаю телевизор и слышу о том, что страна разделилась на два лагеря: условных патриотов и тех, кто Россию не любит, - я в это не верю. Возьмём того же писателя Дмитрия Быкова. Разве он говорит о том, что он не любит свою страну? Да любит он Родину, он просто видит её недостатки и хочет их исправления. Может и есть небольшая группа людей, кто говорит, что пора валить из «рашки». Но, те, кто называют свою родину «рашкой», видимо, просто были в детстве недолюбленными.
- То есть вы уверены, что никакого раскола в обществе нет?
- Если и будет деление на два лагеря, это будут люди не читающие. Читающие так не делятся. Понятно, что многие из них на кухнях говорят: «Ах, этот Путин такой-сякой» или «Ах, этот Навальный такой-сякой». Другие громко выражают свою позицию, но конструктивно. Они прекрасно понимают, чего можно ждать в будущем. Если и есть раскол, то между властью и народом. Чиновники так оторваны от народа, что не понимают, что в происходит. Мы же видим, какая нищета вокруг, но власти не знают об этом. Они сидят в уютных креслах и уютных кабинетах. У них есть большое количество денег. Связь всё сильнее рвётся. Люди из эшелонов власти придумывают какие-то проекты, пытаются как-то обустроить Россию, которую они представляют. Но это представление не связано с реальностью. Раскол между народом и властью был всегда. Просто иногда этот зазор умело сокращали, а когда-то он рос. К сожалению, сейчас он расширяется. У нас ищут национальную идею, а вместо этого занялись бы коммуналкой – и была бы отличная идея - сделать жизнь лучше!
Смотрите также:
- Писатель Алексей Декельбаум о «похоронах» газет и бизнесе на книгах →
- Любовь на районе: омичка написала роман про «Московку-2» →
- Сергей Лукьяненко: "Теперь я доктор Пилюлькин" →