Омская учительница рассказала о школьном образовании

   
   

Ежегодно 5 октября более чем в 100 странах мира отмечается День учителя. В нашей стране молодёжь не спешит ступить на педагогическую стезю, стремясь в профессии, где можно заработать больше. Но, тем не менее, в России пытаются вернуть престиж учительству.

Получается ли? Об этом в канун праздника «АиФ в Омске» разговаривал с Людмилой Пономарёвой, учителем биологии и предмета «Твоя профессиональная карьера» (ТПК) лицея № 149.

Дошли руки

– Людмила Алексеевна, в последние годы система образования переживает очень много перемен. Что ни год, то новшества, от которых, кажется, устали не только родители и дети, но и сами учителя. Почему так много внимания школе?

– Наверное, руки дошли! (смеётся). Я помню времена, когда и зарплату не платили, и мел был в дефиците. Сейчас всё изменилось. Наше общество будет таким, какое образование оно получит. Если дети будут учиться в нищей школе и видеть, что за её пределами есть то, чего они здесь недополучают (я говорю о современной технике, об оснащении и даже о мебели), если они будут видеть, что за школьными стенами совсем другая жизнь, то мы и получим убогое общество. Думаю, это поняли все, поэтому и у государства изменилось отношение к образованию.

– И всё же говорят, что советская система образования была идеальной. Так зачем всё рушить?

– Я консерватор по натуре и считаю, что классическая школа давала хорошие знания. Но сейчас опираться только на систему образования, которая существовала в советские годы, было бы неправильно. Инновации, с которыми мы сегодня сталкиваемся, проходят период апробации. Что-то не приживётся в будущем, но и что-то, как, например, ЕГЭ, нужно воспринимать как неизбежное. Не могу сказать однозначно, лучше та школа была или хуже. Сравнивая детей прошлых лет, своих выпускников, мне кажется, что знания у них были более глубокие. Сейчас темп жизни таков, что дети получают огромный поток информации, но на уровне узнавания; задача учителя – помочь ребёнку отсеять ненужное.

   
   

– Детей пытаются научить в школе даже профессиональной карьере. Кого мы хотим вырастить? Ведь школьники – это всё-таки дети.

– Знаний много не бывает. Фраза банальная, но это так. Предмет, который я веду – ТПК, призван помочь детям определиться не только в будущей профессии, а в жизни. Ведь часто бывает, что ученик успешен в школе, потом в институте, но найти себя не смог. А другой и звёзд с неба не хватал, был троечником, а занимается любимым делом. Просто первый так и остался учеником, выучившим урок, а второй вовремя понял, чего он хочет. Так вот, новый предмет помогает детям с помощью различных методик определить, чего они хотят, что они могут и что надо сделать, чтобы эти возможности пересеклись. Задача школы – подготовить социально адаптированных людей. Чтобы после выпуска они были готовы жить в этом мире.

Про нищету и любовь

– Очень часто говорят, что учителя мало получают. Это по-прежнему «нищая» профессия?

– Если учитель будет только урокодателем и ничего больше делать не будет, то да, он будет получать чуть больше базовой части, что в действительности немного. Но если я работаю в профессии, которую люблю, то выхожу за рамки предмета. Уча других, постоянно нужно учиться самому. Это, конечно, занимает время, но и многое даёт. Участие вместе с детьми в конкурсах, олимпиадах приносит не только моральное удовлетворение, но и материальное вознаграждение в виде стимулирующего фонда. Поэтому сейчас учитель не нищий человек. Колготки не штопаем.

– И вновь о престиже профессии. Не секрет, что дома часто родители обсуждают учителей, высказывают недовольство школой.

– Если учитель не даёт повода думать о себе плохо, то, как бы ни говорили о школе в семье, личности учителя это может не коснуться. Сейчас в этой профессии остаются только те, кто её любит. Да, отношение к учительству разное, неоднозначное. Когда-то было так: учитель сказал – это закон. А сейчас учителю прежде чем что-то сказать, нужно 150 раз подумать и 150 раз перепроверить информацию, чтобы не дать повода детям заявить, что учитель ничего не знает. Было время, когда ученики опережали нас. Дома у них появились компьютеры, соответственно, Интернет, а в школе этого не было, и нам пришлось срочно осваивать компьютерную грамоту, другие новшества. Чтобы идти работать в школу, нужно не просто любить людей, а любить именно ребятишек. С их вечными «почему?» и «не понимаю», капризами, упрямством, непоседливостью. Если дети чувствуют, что их любят, они не смогут не ответить взаимностью и, действительно, не прощают нелюбовь.

– Школа будущего, какая она?

– Я уверена, что у школы будущего человеческое лицо. Учитель – это не просто человек, который обучает, это друг ребёнка. Я иногда удивляюсь тому, о чём только мне не рассказывают дети. Я понимаю, что кому-то не хватает общения дома, кому-то любви, ласки… Поэтому без учителя нет школы.

– Какой самый лучший подарок в День учителя?

– Поздравления учеников. В это день в школе царит суматоха, дети постоянно прибегают, поздравляют и выпускники прошлых лет – приходят в школу, звонят, приводят своих детей. Это любимый праздник, без школы не представляю своей жизни. Летом скучаю по ученикам, и так приятно, когда во время каникул, встретившись на улице, читаю на их лицах искреннюю радость. Успешность учителя – это успехи его учеников.

Смотрите также: