Специалисты омского департамента транспорта уже говорили, что в прошлом году это было ощутимо. При этом в октябре, когда разница в два рубля появилась снова, далеко не все пассажиры вернулись обратно. Очередное повторение подобной ситуации навредит не только городским пассажирским предприятиям, но и некоторым частникам. Автобусы – это не только муниципалитет.
– У нас десять автобусов. Два сейчас ходят по маршруту № 24, восемь – по маршруту №73. Это автобусы большой вместимости, марки те же, что и у муниципальных предприятий – Лиаз-52,53, 56 2012 года выпуска, – рассказывает Александр ВОРОНОВ, директор ООО «Компания «Стэнли». – В прошлом году мы возили по маршруту №24 совместно с ПП №8, в этом году вышли самостоятельно. Когда сравнялись с маршрутками по стоимости проезда, отток был. Пассажиры «ушли» – они ходят чаще и быстрее передвигаться. А когда у большого автобуса пассажиров забирают, обратно они тяжело возвращаются.
Собрали наличность
При этом появится не только новая проблема, которая заключается в равной цене билета, но и останется старая – нелегальные маршрутки. Несёт убытки из-за них, например, известное многим омичам предприятие «АвтоСила-55, которое сейчас занимается перевозками по маршруту №20. Кстати, обновлённую схему омский дептранс разрабатывал со специалистами этого предприятия.
– Нелегалы вывозят всю кассу – тех людей, которые едут за деньги. С департаментом транспорта мы согласовали график движения, чтобы люди знали, когда и с какой остановки выезжает машина. Первый автобус выходит в 5:40, последний заезжает в гараж на Московке-2 в 23:40, – объясняет Виталий ЯКИМОВ, коммерческий директор ООО «АвтоСила-55». - «Газели» специально выезжают немного раньше и собирают всю «наличность», нам остаётся везти льготников и «проездные». А у нас вся техника оборудована системами навигации ГЛОНАСС. Скоростной режим отслеживается диспетчером, и нарушать его нельзя. Я считаю, что «газель» – автомобиль прошлого века, он изжил себя. При такой интенсивности движения в городе и несоблюдении скоростного режима последствия намного серьёзнее, чем в том случае, если в ДТП попадает автобус.
Доходы предприятий, неважно муниципальных или частных, работающих на рынке городских перевозок, складываются из четырёх составляющих: компенсация за льготников, межтарифная разница, доходы в салоне (то, что собирает кондуктор) и проездные, которые продаются и распределяются в зависимости от машиночасов.
Нелегальные маршруты, как правило, обозначены литерами (буквами). Нарушителей ищут два-три раза в неделю в ходе совместных рейдов мэрия, ГАИ и налоговой инспекцией – у одного департамента транспорта недостаточно полномочий.
Зачастую в таких машинах толком нет никаких опознавательных знаков и информации о перевозчике. О них нужно сообщать в департамент, а именно называть гос. номер и номер маршрута. В том числе и незаконным считается маршрут «М», нет договора с департаментом.
«Н» – значит нелегальный
– Как был рождён незаконный маршрут «М»? Есть легальный маршрут №275, который идёт с МСЧ 9 на ул. Дергачёва, – говорит Игорь КОЖУХОВ, начальник отдела организации перевозок департамента транспорта. – Есть официальный владелец маршрута, поэтому перевозчик называет маршрут свей буквой и ставит в схеме поворот не на Дергачёва, а раньше на одну остановку. Этот маршрут накладывается на официальный, а человек без договора осуществляет перевозки.
Если у нелегального маршрута в своё время не было альтернативы, а потребность в нём у омичей была, его легализовывали. Так произошло с маршрутом «Н», сейчас 514. При этом даже на легальных маршрутах по факту ездят и нарушители – тот перевозчик, который проиграл конкурс, продолжает работать с буквой.
Если перевозчик не реагирует на замечания мэрии, то с ним расторгают договор. Это происходит в случае, когда специалисты составили уже четыре акта о нарушениях. За 2014 год было расторгнуто 48 договоров. Из них 8 по соглашению сторон. Частники уходят с маршрута по разным причинам, в том числе экономическим – невыгодно работать, нет пассажиропотока. Ещё 18 расторгли по истечении срока лицензии, а 21 – по инициативе дептранса из-за нарушений.
Но не всё так просто. Исчезновению недобросовестного перевозчика с маршрута предшествует долгий процесс – суд, вынесение судебного решения, работа службы судебных приставов. А нелегал этот процесс растягивает ещё больше собственными исками.
– В 2013 году была внесена статья 24.2 в КоАП Омской области, которая предполагала штраф. Первый от 10 до 30 тыс. руб. – для перевозчиков, которые работали без договора с администрацией Омска, - вспоминает Кожухов. – И как только мы начали составлять первые протоколы, как перевозчики подали в суд, который вынес решение о том, что наши действия неправомерны, и отменили статью. Поэтому реального рычага на сегодня действительно нет. Мы ждём закона о транспорте на федеральном уровне.
А пока для того, чтобы привлечь в наши салоны пассажира, департамент транспорта готовит внедрение электронных проездных билетов в апреле-мае.
Смотрите также:
- Автобусы на пригородных направлениях окончательно заменят маршрутками? →
- У столба! Чем обернулось для омичей изгнание незаконных перевозчиков? →
- Бывшие автобусы «Меги» не войдут в парк муниципального транспорта →